Открытая угроза
trim_c — 06.08.2016 ФОКУС анализирует российскую военную угрозу Украине; материал подаю в существенно сокращенном варианте, хотя как мне кажется, получить представление вполне можно.Когда в августе 2014 года на восточных рубежах Украины начали скапливаться российские войска, все были уверены, что Кремль играет мускулами. Эксперты объясняли, почему в Украине никогда не будет российских танков. Политики предупреждали максимум о провокациях на границе. Скептиков навсегда разубедил Иловайский котёл — 30 августа 2014 года там отметились российские военнослужащие, в том числе срочной службы. Котлу предшествовало накопление на восточных границах Украины 22,5 тыс. российских бойцов. Теперь минобороны России заявило о развёртывании не только на восточных, но и на северных границах Украины шести военных баз, которые должны быть построены к началу 2017 года. В них, по данным украинской разведки, разместятся не менее 12,5 тыс. бойцов, около 110 танков и 550 боевых бронированных машин. В итоге общая численность войск, угрожающих нашей стране из России, Крыма, Донбасса, Беларуси и Приднестровья, включая террористов "ДНР/ЛНР", достигнет почти 100 тыс. "штыков"
Гонка вооружений
По данным Главного управления разведки Минобороны Украины, в новых военных базах россияне разместят три дивизии и четыре бригады. Часть из них переведут из глубинки России, часть — создадут. Если учесть, что российская дивизия, как правило, состоит из 6–7 тыс. человек личного состава, а бригада – из 3–4 тыс., вскоре у наших границ может появиться новая армия численностью до 25–30 тыс. бойцов.
Впрочем, Главное управление разведки МО количество дополнительных российских войск пока оценивает в 12,5 тыс. человек. Хотя и их численность, вероятно, будет расти. Ведь за масштабной передислокацией должно последовать разворачивание "армейского комплекта" — инженерной, ракетно-артиллерийской и других бригад. Резервов для этого достаточно: в течение двух лет войны российское командование только в Западном военном округе сформировало около 30 новых воинских частей и соединений. Самое крупное из них — 1-я танковая армия.
Новая группировка российских войск фактически замкнёт кольцо вокруг Украины. В ответ на запрос Фокуса Главное управление разведки предоставило подробные данные о численности и вооружении войск РФ на украинских границах и на оккупированных территориях. Больше всего их в Крыму: здесь размещены до 29 тыс. бойцов. Вторая по численности группировка — 13,5 тыс. бойцов — расположилась вдоль неконтролируемого участка российско-украинской границы в Донбассе, обеспечивая тылы 1-го и 2-го армейских корпусов "ЛНР/ДНР", сформированных непосредственно на оккупированных территориях. В этих корпусах служат около 34 тыс. бойцов, которых поддерживают не менее 6,5 тыс. российских военных. Несколько российских батальонов дислоцируются в Приднестровье (1300 бойцов) и Беларуси (850 бойцов)
Суммарно нашим границам угрожают 1 тыс. танков и 3 тыс. бронированных машин. Примерно столько же было и год назад. Однако за год почти на треть (с 890 до 1160 единиц) выросло количество российской артиллерии калибром свыше 100 мм и удвоилось (с 235 до 450 единиц) число реактивных систем залпового огня. Резко усилились военно-воздушные силы "украинского кольца": количество российских боевых самолётов увеличилось в полтора раза — с 375 до 560 машин; а боевых вертолётов в 4 раза — со 100 до 400 машин. К этой армии стоит добавить 34 боевых корабля Черноморского флота РФ, базирующихся в Крыму. За год крымская флотилия РФ пополнилась фрегатом "Адмирал Григорович", двумя малыми ракетными кораблями и двумя современными подлодками.
Россияне обустраивают аэродром для своих аэромобильных бригад и ударной авиации в белорусском Бобруйске, в 190 км от границы с Украиной, и усилили группировку в Крыму: за год она пополнилась 5,5 тыс. бойцов. В район Джанкоя россияне перебросили две батальонные тактические группы: 98-ю воздушно-десантную дивизию из Иваново и 7-ю десантно-штурмовую дивизию из Новороссийска. На аэродроме Гвардейское под Симферополем развернули 37-й смешанный авиаполк из двух эскадрилий. В Бельбеке — 38-й истребительный авиаполк, самолёты для которого передислоцировали с Дальнего Востока. Джанкой стал базой для трёх эскадрилий вертолётов, в том числе новейших Ка-52.
ПВО аннексированного полуострова усилили двумя зенитными ракетными полками, оснащёнными системами С-300 ПМ. В Севастополе россияне создали 127-ю отдельную бригаду разведки, из Анапы перебросили 11-ю береговую ракетно-артиллерийскую бригаду. Кроме того, новая власть расконсервировала "Объект №100" в районе посёлка Резервное: это подземный ракетный комплекс "Утёс" .
Подобное накопление войск на границах другого государства прямо запрещено международным Договором об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), однако в марте прошлого года Россия из него вышла, обвинив НАТО "в остановке диалога по контролю над обычными вооружениями".
Подготовку России к новой войне подтверждают и эксперты разведывательного управления Канады CSIS. В своём отчёте, опубликованном в середине июня, они сообщили о масштабном перевооружении и модернизации российской армии: "всё это указывает на то, что страна готовится к войне". Причём в CSIS считают, что в этот раз Москва откроет новый фронт и больше не будет скрывать свою причастность к военной агрессии, как это делала раньше.
"Военные учения, которые проводит Россия, указывают на то, что Путин готовится к полномасштабной войне, — завил Иоганн Норберг, исследователь правительственного аналитического центра "Шведское агентство оборонных исследований" в интервью The New York Times. — Эти учения, часто проходящие без предупреждения НАТО, включают моделирование ядерных ударов. А самолёты и морские суда РФ то и дело совершают провокационные действия в отношении стран Запада. Речь идёт не о миротворческих операциях и противодействии повстанцам. Картинка, которую формируют официальные российские источники, указывает на подготовку к полномасштабной военной агрессии".
Наш ответ Путину
И всё же Киеву есть что противопоставить новым российским дивизиям, которые разворачиваются вдоль украинской границы. В этом не сомневается заместитель министра обороны по вопросам европейской интеграции Игорь Долгов. "Не могу конкретизировать, какие проекты уже осуществляются, но они имеются. У нас создано много новых подразделений, которые будут размещаться там, где для государства существует наибольшая опасность", — сказал Долгов.
По данным Международного института стратегических исследований (IISS), занимающегося изучением военной мощи разных стран, численность боевой составляющей украинской армии составляет 204 тыс. человек. Однако помощник министра обороны Украины Юрий Бирюков в интервью Фокусу отметил, что полноценное боевое ядро нашего войска — лишь около 100 тыс. бойцов. Хватит ли этих сил на то, чтобы удержать новые линии фронта, — вопрос.
Возможно, самая большая наша проблема — недостаток самолётов и вертолётов, благодаря чему российские ВВС способны обеспечить себе почти двойной перевес в воздухе. Кроме того, по словам Сергея Згурца, на вооружении у россиян есть современные вертолёты, позволяющие вести боевые действия ночью. У нас таких нет. Как нет и систем, позволяющих эффективно противодействовать ночным ударам вертолётных звеньев, работающих на сверхмалых высотах. Ещё одна важная проблема — недостаток боеприпасов, особенно для стрелкового оружия, ведь до войны их производили только в Луганске. Не хватает боеприпасов и для реактивных систем залпового огня большого калибра, таких как "Смерч" и "Ураган".
Впрочем, многое зависит от того, какими силами могут наступать россияне, задействуют ли они авиацию, какие задачи будут перед собой ставить и так далее. Дмитрий Тымчук считает, что морская или комплексная воздушно-морская десантная операция из Крыма неминуемо обернётся для россиян большими потерями: минимум 40% личного состава десанта погибнет ещё в момент высадки. Ведение полноценных боевых действий со стороны Приднестровья и российского контингента в Беларуси едва ли возможно. А на Слобожанщине и Сиверщине украинская армия сможет дать противнику достойный отпор.
"Несмотря на то, что сейчас воюют только сухопутные войска, идёт мощное развитие других видов Вооружённых сил Украины, — продолжает Тымчук. — К примеру, лётчики, до войны летавшие около 30 часов в год, теперь летают 100–120 часов, что в целом соответствует мировым стандартам. Значительно усилены войска береговой обороны, которые должны отразить возможную российскую агрессию с Крымского полуострова. Тот факт, что военно-политическое руководство Украины уделяет внимание всем видам Вооружённых сил, свидетельствует, что к худшему, пусть и маловероятному сценарию, мы готовимся".
Россияне не впервые угрожают Слобожанщине и Сиверщине. В конце марта 2014 года они перебросили в пограничный городок Климово около 500 единиц бронетехники и 5000 военнослужащих. Разведка получила информацию о том, что в ночь с 25 на 26 марта войска РФ планируют прорвать границу и наступать на Чернигов, а потом Киев. Украинское командование тогда успело подтянуть к границе резервы. Мосты через многочисленные речки заминировали, а вдоль дорог оборудовали танковые позиции. Возможно, именно поэтому, российский генштаб отменил наступление. Хотя не исключено, что отказу от ведения военных действий на этом направлении способствовал и сложный рельеф местности.
Однако вводить в игру танки пока не в интересах Путина. Ведь новое военное вторжение в Украину сплотит Евросоюз и укрепит НАТО, а Кремль добивается обратного. Brexit, миграционный кризис в Европе и президентские выборы в США, где победу может одержать лояльный Кремлю Дональд Трамп, ему на руку. Поэтому начать сейчас масштабную военную операцию для Путина — это сорвать свою дипломатическую игру.
Вместе с тем в Кремле наверняка думают над следующим ходом. Если Евросоюз и НАТО ослабнут или распадутся, у России на границах с Украиной будет опытная обстрелянная армия. И если РФ представится удобная возможность "пойти на Берлин", она её не упустит. Проще говоря, танки могут пойти в ход когда угодно.
ПРОМЕТЕЙ Игаль Левин
Тогда как Цви Ариели настаивает на создании армии не по образцу НАТо, а скорее по образцу сирийских повстанцев, такой армии, которая была бы малоуязвима с воздуха и одновременно делала бы невозможным захват территорий сухопутными силами без существенных потерь.
Модели есть разные, но в одном все аналитики сходятся точно: угроза российского вторжения вполне реальна, на это указывает концентрация сил и средств на границах, очень напоминающая аналогичную ситуацию 2014 года
|
</> |