Откр.21:1
farisaios — 16.05.2017Оглавление.
1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
- И# ви1дэхъ нeбо н0во и3 зeмлю н0ву: пeрвое бо нeбо и3 землS пeрваz преид0ста, и3 м0рz нёсть ктомY. (Откр.21:1)
- И видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоста, и моря несть ктому. (Откр.21:1)
- KaЬ eдdon oйranтn kainтn kaЬ g°n kain®n: х gЊr prЗtow oйranтw kaЬ І prЕth g° Ћp°lyan, kaЬ І y‹lassa oйk ¦stin ¦ti.
- И я увидел небо новое и землю новую; ведь первое небо и первая земля ушли, и море не есть уже́.
- И я увидел небо новое и землю новую; ибо прежнее небо и прежняя земля ушли, и моря уже нет.
- Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. (Ис.65:17)
- Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. (2Пет.3:13)
Дан.7:3 и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.
Ис.27:1 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.
Ис.57:20 А нечестивые – как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь.
Ис.65:17-19 Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. 18 А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. 19 И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля.
Ис.66:22 Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.
Откр.13:1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.
Откр.20:11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.
Откр.21:5 И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.
Параллельные места дополнительно:
- Поднялись высоко, – и вот, нет их; падают и умирают, как и все, и, как верхушки колосьев, срезываются. (Иов.24:24)
- В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся. (Пс.101:26-28)
- Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; (2Кор.3:15)
- Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. (2Кор.3:18)
- А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; (Мал.4:2)
- Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. (Матф.5:5)
- Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли. (Пс.96:5)
- И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. (Ис.2:19)
- опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера; (Ис.42:15)
- Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. (Ис.41:17)
- ибо, где будет труп, там соберутся орлы. (Матф.24:28)
- Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. (Матф.10:16)
- и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. (Откр.4:6)
- И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, (Откр.15:2)
В том, что все произошло из ничего, в конце концов, может убедить Божественный замысел, согласно которому все опять обратится в ничто. Ибо и небо свернется, как свиток книжный (Ис.34:4) и уже никогда не будет вместе с землей, с которой оно было сотворено в начале мироздания. «Небо и земля прейдут (Матф.24:35)», – говорит Господь. Первое небо и первая земля миновали, и не нашлось места для них (см. Откр.21:1). Ибо что имеет конец, то, разумеется, теряет свое место. Вот и Давид говорит: «Дела Твоих рук, небеса, и они погибнут (ср. Пс.101:26,27)». Но если Он сменит их как одежду, и они сменятся (27), то смена будет гибелью для прежнего состояния, которое они потеряют, когда сменятся. И звезды падут с неба подобно тому, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет свои незрелые смоквы свои (Откр.6:13). Горы, как воск, будут таять от лица Господа (см. Пс.96:5), когда Он восстанет, чтобы ниспровергнуть землю. «Также, – говорит Он, – Я иссушу и болота, и будут искать воду, и не найдут; также и моря не будет (ср. Ис.2:19; 42:15; 41:17)». Если кто-нибудь думает, что эти слова нужно понимать иначе, духовным образом, он все же не сможет устранить истину грядущего: все будет так, как написано. Ибо если это прообразы (figurae), они непременно должны иметь в виду существующее, а не то, чего не существует. Ибо для сравнения годится лишь то, что само обладает свойством применяться для такого сравнения.
Макарий Египетский[2]:
Господь, придя, дал в сердце истинный, неизгладимый закон Святого Духа, живого и действующего жизнь в душу. И имеет душа и закон свободы, Дух и истинное оправдание Господа. Ибо там, как говорит Апостол, когда читается Моисей, покрывало лежит на их сердце (см. 2Кор.3:15), а здесь откровенным лицом мы созерцаем славу Господню (см. 2Кор.3:18). И там, как некие звери и гады всегда обитают на земле и землей причащаются, так и находящиеся под законом и под грехом и страстьми существующие творят земную правду, оттого что они имеют земные обетования, низу поникшие и неспособные умственным настроением души откровенным лицом внимать славе Божией, находясь под узами зла и еще не освобожденные от рабства греха. Теперь же, имеющие закон Духа и освобожденные от рабства греха, делающие небесную праведность, благодатию, откровенным лицом постигают славу света Христова, смешанные в душе с Его Духом. Это есть более великие и истинные дела, которые обещал творить Господь. И для этих дел Он пришел, чтобы воскресить умерщвленную страстями душу и ввести ее в истинный мир Божества, чтобы душа имела новое небо и Солнце Правды (Ис.65:17; Откр.21:1; Мал.4:2) и землю света живого, в которой она может жить, и пищу истинную и питье духовное, и дело нетленное жизни, и дом и Град небесный, и Божественные одеяния Духа, и нетленные венцы благодати.
Он же[3]:
В краткое время сие должны мы ревностно добиваться того, чтобы быть достойными принять в сердца свои и собрать в них Святой Дух Божий и чтобы через Него и тела наши в тот день облачились бы в славу и покой; дабы восстановил Он их в веке новом и нетленном, сотворив для них новое небо и новую землю (Откр.21:1) и новые светила, и даровал им [их] собственный образ и все обетованное наследие (Евр.9:15). Удостоившиеся этого суть драгоценные камни (1Кор.3:12) и отборные жемчужины пред лицом Божества, ибо неподдельные камни называются драгоценными, а также орлами (см. Матф.24:28) и голубями (см. Матф.10:16). А Зодчий-Христос разрушает мрачные строения лукавых помышлений, о которых говорится: «Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия (2Кор.10:4,5)», – ибо они с ревом вторгаются в наши сердца, словно в пустыню. Разрушив же их, [Господь] полагает в основание Свой камень и, прикатывая другие камни (я имею в виду помыслы естества), возводит здание [Свое] вплоть до высот небесных, соединяя [его] с Телом Христовым и сочетая со строением святых апостолов. Из двух сущностей составляется Божие здание: сначала Господь возводит внутреннего нашего человека в строение Тела Своего, Ангелов, святых и совершенных духов, а затем Он снисходит долу, к земным вещам, укрывается во [временной] скинии, сколоченной здесь для Него, выбирая то место, где Он и бывает.
Он же[4]:
Как страна птиц есть воздух, в котором они живут, так помышления и ум грешников: они томятся в стране темной и беспросветной, всегда пребывая с лукавыми духами в своих злых помыслах; там они ходят и там обитают. Равно и ум и помыслы праведных в стране жизни, в светлой стране Духа укореняются, и там движутся, и там уже сейчас пребывают, предаваясь всегда благим и небесным созерцаниям. Потому-то сказал Господь: «И больше сих [дела] сотворит [Сын],… так что вы удивитесь (Иоан.14:12; 5:20)», бессмертные и непреходящие дела жизни для души и ума верующих, служащие им тропой и опорой в их помыслах. Новую землю света и новое небо Духа (см. Откр.21:1) и, словом, новый мир, вечное Царство уготовал Он, куда увел принявшие и возлюбившие Его души из страны смерти и от духов темной злобы, среди которых обращались их помышления, – в страну жизни и света святых духов, где находит для себя опору ум и где движется мысль, перенесшаяся в жизнь вечную из смерти. Господь обещал сотворить такие дела больше сих, каких еще не было, потому что в явленном мире уже было всякое создание – горы, леса, облака, небо, солнце, звезды, луна, люди, животные, воды, море, реки и весь порядок вещей уже были. Эти новые и вечные дела означают перемену и здоровье души и исцеление вечное и из Духа построенные вечные строения, которые Он даровал достойной и верной душе. Призовем же Господа и будем ожидать Его с несомневающейся верой, чтобы в нас совершалась существенная работа Святого Духа, убивающая грех, и чтобы уже сейчас, очищенные и освященные, мы стали бы достойны Небесного Царства в Иисусе Христе Господе нашем, Которому слава и чья держава во веки веков. Аминь.
Августин Иппонский:
Всякая разумная душа или несчастна вследствие своих грехов, или же блаженна вследствие своих праведных дел. А всякая неразумная душа или уступает сильнейшему, или повинуется лучшему, или равна равному, или создает соперничающего, или вредит тому, что уже превзошла. Наконец, тело служит своей душе настолько, насколько это допускается ее достоинствами и строем вещей. Ни в какой природе нет зла, а злом для каждой природы становится ее собственная виновность.
Затем душа, благодатью Божией возрожденная и восстановленная в своей первобытной неповрежденности и подчиненная Тому единому, Кто ее создал, по восстановлении и тела в его прежней крепости перестанет быть во власти мира, а сама начнет обладать миром. Тогда для нее не будет никакого зла, потому что она будет выше той низшей красоты временных явлений, которая пребывала с нею прежде. И будет тогда, как написано, новое небо и новая земля (см. Откр.21:1, см. также Ис.65:17) для душ уже не труждающихся, а царствующих. «Все – ваше, – говорит апостол, – вы же – Христовы, а Христос – Божий (1Кор.3:23), и жене глава – муж, мужу глава – Христос, а Христу глава – Бог (1Кор.11:3)».
Итак, поскольку порча души заключается не в природе ее, а противна ее природе и есть не что иное, как грех и наказание за грех, то отсюда понятно, что никакая природа или, лучше сказать, никакая субстанция или сущность не есть зло.
Он же:
По окончании речи о суде, на котором, как Иоанн предсказал, произойдет осуждение злых, остается ему сказать и о добрых. <...> «И увидел, – говорит Иоанн, – я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уж нет (Откр.21:1)». Это будет в том порядке, о котором, предваряя, он уже сказал выше, что видел Сидящего на престоле, от лица Коего бежало небо и земля (ср. Откр.20:11). По осуждении тех, которые не записаны в книге жизни, и по ввержении их в огонь вечный (какого рода этот огонь и в какой части мира или вселенной он будет, полагаю, не знает никто из людей, разве что тот, кому откроет Дух Святой) пройдет образ мира сего через истребление его мировыми огнями, подобно тому как потоп совершился через наводнение мировыми водами.
Итак, в этом, как я сказал, мировом пожаре уничтожатся от огня те свойства тленных стихий, которые соответствовали нашим тленным телам, а сама субстанция получит такие свойства, которые через удивительное изменение окажутся соответствующими телам бессмертным; так что мир, обновившись к лучшему, получит полное приспособление к людям, обновившимся к лучшему и по плоти.
Он же:
Относительно же слов: «и моря уже нет (Откр.21:1)», я затрудняюсь сказать, иссушится ли оно, или также обратится в нечто лучшее. Ибо мы читаем, что небо будет новым и земля новой, но я не упомню, чтобы где-либо читал о новом море, за исключением тех мест этой же книги, где сказано о море стеклянном, подобном кристаллу (см. Откр.4:6, ср. Откр.15:2). Но в тех случаях не идет речь о конце века, да и о море говорится, похоже, не в собственном смысле слова, а как бы о море. Впрочем, так как пророческая речь любит к прямым выражениям примешивать переносные, то и в словах: «и моря уже нет (Откр.21:1)», может идти речь о том море, которое отдало мертвых, бывших в нем (Откр.22:13). Ибо тогда этот мятежный и бурный век, подразумеваемый под именем моря, не будет уже жизнью смертных.
Кассиодор:
Он установил их [небеса] навсегда и во веки веков; положил заповедь и она не прейдет (Пс.148:6) <...> Но когда мы читаем о будущем веке: «Будет новое небо и новая земля» (см. Откр.21:1), – каким же образом об этом небе говорится: установил их навсегда? Однако несомненно, что все установлено Богом. Ведь и сам человек, хотя и смертен, установлен Божеством, когда воскресает. Так и небо и земля сохраняются Богом, когда обновляются.
Когда исчезла, как говорят отцы, грубость [материи] или тленное качество, сама природа пребывает более совершенной, поскольку была определена существовать в вечности. Как и об изменении нашего тела говорит апостол [Павел]: «Когда же тленное сие облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие (1Кор.15:54)». Он называет заповедь законом, или условием, чтобы мы знали, что все находится под Его властью. Пройти, [т.е. изчезнуть], же это не может, потому что [так] установил Всемогущий и [так] обещала Истина.
Григорий Великий[5]:
Почему благословенный Иов заявил тогда, что все вещи опускаются и забираются (ср. Иов.24:24)? Но это легко понять, если мы будем различать, как именно небо и земля проходят, а как остаются. Ибо они в отношении той формы, которая у них теперь есть, пройдут, но в отношении их сущности они удерживаются не имеющими конца. Потому говорил Павел: «Ибо проходит образ мира сего (1Кор.7:31)». Потому тоже и Истина говорит Сама: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Матф.24:35)». Потому сказано Иоанну голосом ангела: «Там должно быть новое небо и новая земля (ср. Откр.21:1)», и на самом деле это не будут созданные заново другие вещи, но эти же, только обновленные. И, таким образом небо и земля сразу и пройдут, и должны быть, ибо от этой формы, которая у них теперь есть, они очищаются, но в их собственной природе навсегда сохраняются. Потому сказал псалмопевец: «Ты будешь их менять, и они должны быть изменены (см. Пс.101:26-28)».
Андрей Кесарийский:
О новом небе, новой земле и о вышнем Иерусалиме
Здесь тоже говорится не об уничтожении твари, а о перемене на лучшее, по свидетельству апостола: «Сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих (Рим.8:21)». И божественный Псалмопевец говорит: «Яко одежду свиеши я, и изменятся (Пс.101:27)». Обновление старого значит не уничтожение, но только устранение устарелости и морщин. И о людях, сделавшихся почему-либо лучшими или худшими, говорят: «и тот, да не тот», то есть изменился. Заметим также, что и евангелист, считая изменение прежнего состояния и перемену к лучшему за некоторого рода смерть, употребляет слово преидоша, вместо изменились, а о море сказал: «И моря несть ктому (Откр.21:1)». Потому что море будет не нужно, когда людям не нужно будет плавать по нему, ни перевозить и доставлять произведения земли в отдаленные страны. И тогда не нужно его, если оно означает бурную и полную волнений жизнь. Ибо у святых не останется тогда ни малейшего страха или смущения. Это подтверждает и Василий Великий в своем толковании на слова Исаии: «Глаголяй бездне: опустевши, и реки твоя иссушу (Ис.44:27)».
Иоанн Дамаскин[6]:
По естественному порядку природы все, а следовательно и небеса, подлежит разрушению; но они держатся и сохраняются благодатию Божиею.
Только Бог безначальный по своей природе – не имеет предела существования; поэтому и сказано: «Та погибнут, Ты же пребываеши (Пс.101:27)». Впрочем, небеса исчезнут не вполне, ибо они обветшают и совьются, как одежда, и изменятся (см. Пс.101:27) и будет небо ново и земля нова (см. Откр.21:1).
Экумений:
Сходным образом говорит Петр в своем Втором послании: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли (2Пет.3:13)». Он утверждает не то, что небеса, земля и море устремляются в погибель и небытие, а вместо них возникает другое, но что сущее ныне отторгнет свой тлен и обновится, смыв свою нечистоту, словно откинув ветхий и неопрятный плащ; ведь новым называется то, что прежде ничуть таковым не было, но стало теперь. И тогда же творение станет очищенным от всякого тления, которое получилось в результате грехопадения людей.
И достойный в этом доверия свидетель – божественный апостол, который пишет в письме к римлянам о творении: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим.8:19-21)». И не только он, но и богодухновенный пророк гимнословит о небе и земле в согласии с приведенным только что свидетельством: «И все они, как риза, обветшают, и, как одеждой, Ты обернешь их, и изменятся (Пс.101:27)».
Иннокентий Херсонский[7]:
Священное Писание говорит, что при конце мира все так переродится, что будет почти совершенно ново: «Видех небо ново и землю нову (Откр.21:1)»; значит, мир весьма поврежден, когда для того, чтобы быть хорошим, ему надобно сделаться новым.
Феофан Затворник[8]:
«Будет, – говорит Господь, – небо ново и земля нова (ср. Откр.21:1)». Потому-то все мы, верующие, нова небесе и новы земли, по обетованию Его, чаем (2Пет.3:13). Вот первая настоящая новость! Она откроется во всей своей славе уже по кончине мира, когда все перечистится огнем, но приготовление к ней начато почти с первых дней бытия неба и земли и действуется с того времени, конечно, незримо для взора чувственного, но зримо для умного взора веры. Обновительные силы, положенные в круг временного течения тварей, так действенны и верны, что Апостол, при мысли о них, так воззвал: «Древняя мимоидоша, се быша вся нова (2Кор.5:17)», и, обозрев умом всю тварь, вкусившую от начатков обновления, слышал даже сетование ее о том, что не скоро приходит время, когда она сбросит теперешнюю одежду ветхости и тления и облечется в новую, полную светлой, играющей жизни.
Аверкий Таушев[9]:
Эта новизна неба и земли будет состоять в преобразовании их огнем и в новизне форм и качеств, но не в изменении самой сущности.
Александр Милеант[10]:
Последние две главы книги Апокалипсиса являются самыми светлыми и радостными страницами Библии. Они описывают блаженство праведников на обновленной Земле, где Бог отрет всякую слезу с очей страдальцев, где не будет уже ни смерти, ни плача, ни вопля, ни болезни. Начнется Жизнь, которой не будет конца.