рейтинг блогов

Отец

топ 100 блогов prosto_krys28.04.2021

Посмотрела фильм, имеющий шесть номинаций на «Оскар» и два собственно «Оскара». Я бы не пропустила его и безо всяких номинаций, ибо тема психических расстройств и ее воплощение в искусстве меня интересовали всегда. Ну и посмотреть на великолепного 83-летнего Энтони Хопкинса в необычной роли тоже хотелось.
Отец
Э. Хопкинс: Это дар, поразительный дар — просто быть живым, жить. Потеря связи со своим осознанием жизни — трагедия. Терять память, переставать понимать, что и кто тебя окружает. Забывать самого себя. Мы все за год изоляции стали острее переживать такие вещи. Человеческое общение затормозилось или прекратилось вовсе. Понадобятся годы, чтобы заново настроить свое восприятие… Особенно молодым. Мне-то 83 года, у меня была прекрасная жизнь. Но, полагаю, нам всем предстоит переоценка ценностей. Пора понять, как много времени мы тратим на сущую ерунду. Мир наполняется ненавистью, насилием, обвинениями всех во всем. Мы когда-то были умными животными, но нынешнее состояние не назвать иначе, кроме как патологией. Не такие уж мы и умные, видимо. Две тысячи лет сражаемся с тем лучшим, что изобрели — философией, искусством. Мой кот не понимает, что он умрет, но ему хватает ума уважать окружающий мир. А мы завязли в этих бесконечных конфликтах. Так что вернусь к началу моего затянувшегося ответа: главный урок — осознавать ценность того, что нам дано, самой жизни.

Фильм поставил драматург Флориан Зеллер, дебютировавший как режиссер, по собственной пьесе. С его творчеством я познакомилась совсем недавно, посмотрев пьесу «Сын» на сцене РАМТа. Естественно, стилистика спектакля и фильма совершенно разная (ведь режиссеры разные), но темы затрагиваются одинаково драматические и болезненные. 
Как вы, наверное, успели прочитать, мы видим события глазами главного героя, которого поглощает пучина деменции. Это действительно не совсем обычный прием. Сюжет развивается примерно как обычно, но мы так до конца и не понимаем, как обстоят дела на самом деле: есть муж, нет мужа у дочери Энтони, переезжает или не переезжает она в Париж, как выглядят сиделки и как их зовут, не говоря о всяких мелочах. Какие-то действия повторяются, какие-то выпадают... Непонятно, как течет время. Объективно мы смотрим со стороны, но режиссер все равно заставляет нас погрузиться в хаос психического расстройства. Действительно порой задаешься вопросом: допустим, на самом деле ты не понимаешь, кто живет с тобой в квартире, куда пропадают вещи, что было вчера — с трудом осознаешь себя... Это страшно, конечно. Фильм, поставленный драматургом, и правда немного театрален, но заметить это могут, пожалуй, только завсегдатаи театров. Так-то никаких необычных операторских или режиссерских приемов, не говоря о спецэффектах, там нет.

«Отец» — это не столько мелодрама, как можно заподозрить по синопсису (хотя порой автора под визг тормозов туда заносит — скажем, в линии со второй дочерью), сколько головоломка: Зеллер использует оптику ненадежного рассказчика так последовательно, что она перестает быть приемом и становится собственно содержанием истории. Находясь внутри затуманенного сознания главного героя, мы пытаемся расшифровать мучающие его ребусы, хотя большого смысла в этом заведомо нет. — Станислав Зельвенский, Афиша Daily

Главный герой не вызывает симпатии. Энтони Хопкинс играет малоприятного старика, который практически весь фильм держится очень уверенно и нагло. Даже в последних, совсем уж душераздирающих кадрах, где он дает слабину, — тоже не вызывает. Одна моя половинка, если можно так сказать, была в сознании героя, а вот другая — в сознании дочери. «Сколько еще вы будете издеваться над нами?!» Нет, эти слова произносит не она, ее партнер, но и его я за них не виню. Это действительно тяжело вынести без срывов. Мне жалко дочь, и пока что я на ее стороне.

Тем не менее фильм я не назвала бы великим, знаковым, уж тем более достойным «Оскара». Все, что происходит, достаточно банально, хотя я никогда не сталкивалась вплотную с деменцией, для меня не было ничего нового. Увы, такое погружение в сознание героя не очень-то работает в условиях постоянного переключения сцен (как действий в театре). Как мне кажется, здесь нужна непрерывность повествования и какие-то приемы для большей эмоциональной вовлеченности. Со мной согласны и некоторые критики:
В тени всех этих регалий и превосходных степеней боязно и даже как‑то неловко сообщать, что «Отец» — довольно слабый кинофильм с, безусловно, выдающейся работой Энтони Хопкинса... Наверное, в театре эмоциональный финал «Отца» выглядит пронзительно; то, как он сделан здесь, особенно последняя точка, — извините, но это пошлятина. — Станислав Зельвенский, Афиша Daily
Тоже была обескуражена таким странным финалом, было как-то неловко за Хопкинса — так нелогично все это как для героя, так и для актера...

Сразу вспоминаются сильные фильмы на подобные темы, которые я смотрела недавно. «Любовь» Ханеке — по строению схож с «Отцом», там как бы тоже нет никаких таких приемов, да и принципиально нового ничего фильм не сообщает, но как это сильно... Я даже не знаю, что именно оказывает такой воздействие. «Слово на букву А» — сериал про мальчика-аутиста — стал для меня настоящим откровением. Я много читала на эту тему, слежу за некоторыми семьями, которые рассказывают о таких детях. Но из сериала я узнала много нового об особенностях поведения таких детей. И вся родня, все окружение выглядели совершенно органично, порой у меня складывалось впечатление, что я подглядываю в замочную скважину, настолько все было жизненно. Так что эти фильмы очень рекомендую к просмотру, а «Отца»... ну так, если только на игру Хопкинса посмотреть.

Оставить комментарий



Предыдущие записи блогера :
25.04.2021 ОГЭ
Архив записей в блогах:
В первых строках хочу отметить, что комментаторы, насчитавшие на мероприятии от 50 ...
закон парных случаев, говорите? а я скажу - закон тысячи случаев. в последнее время что со мной, что с друзьями что не история - так про добрые советы. я не считаю себя в праве осуждать, конечно, но друзья, просто подумайте на тему! ( Read more ... ...
Журналу "> У журнала для школьников "Квант" появятся новые источники финансирования - www.ng.ru СУДЬБА «КВАНТА» Трудности, которые третий год испытывает знаменитый физико-математический журнал для школьников «Квант» (см. «НГ» от ...
Почему Анна Юрьевна. Ну во первых пока актрис роковой и мистической наружности маловато. Потом так никак и не могу забыть, что кто-то считает, что белорусских актрис в природе нет (А.Ю. как я понял гражданка Белоруссии). ...
Вчера Севастополь подвергся серьёзной атаке! Стихия бушевала, как напившийся посетитель кабака! Ломала ветки, выворачивала деревья с корнем, разбивала гранит набережных. Досталось городу, одним словом. Я уже вчера выложил часть фотографий http://yuhanson.livejournal.com/94595.html . ...