Отец-основатель: как Герберт Уэллс создал фантастику, которую читают и смотрят

топ 100 блогов fantv06.02.2023
Отец-основатель: как Герберт Уэллс создал фантастику, которую читают и смотрят

Всем привет, с вами снова киноканал FAN и наш спецпроект Фантастическая Одиссея.

Мы все видели этот сюжет множество раз: лишившиеся ресурсов для жизни на собственной планете пришельцы прибывают на Землю. Их цель проста — захватить нашу планету и жить на ней самим, используя людей как дополнительный источник питания или попросту уничтожив их. Человечество бросает на космических захватчиков свою лучшую военную технику, но силы не равны. Кажется, что у землян нет шанса… но в самый последний момент удается найти уязвимость, благодаря которой инопланетяне оказываются разгромлены.

Отец-основатель: как Герберт Уэллс создал фантастику, которую читают и смотрят

А как насчет путешествия во времени — к дальним потомкам людей, преобразившимся до неузнаваемости? Полетов в Космос? Параллельных вселенных? Отдаленных  тропических островов, населенных результатами причудливых научных экспериментов? Гениального изобретателя, отвергнутого миром и потому ставшего злодеем? Сегодня все это — общие места для жанра научной фантастики. И трудно даже представить, что этот сонм идей был рожден фантазией всего одного человека — Герберта Уэллса. Ученого, просветителя, педагога, писателя, фантазера и борца за лучшее будущее для человечества.

Отец-основатель: как Герберт Уэллс создал фантастику, которую читают и смотрят

Впрочем, начиналось будущее писателя совсем не радужно. Родился Герберт — или, как звали его родители, Берти — в небольшом городке Бромли в графстве Кент, неподалеку от Лондона, в семье лавочника и служанки. Семейное дело шло из рук вон плохо, и, чтобы обеспечить сыновей хоть каким-то будущим, их отдавали в ученики к драпировщику.

Как часто бывает, у Берти с ремеслом не заладилось с самого начала. Ребёнок не отличался крепким здоровьем, но зато с ранних лет всей душой полюбил чтение. Самым счастливым воспоминанием своего детства Уэллс называл сломанную в семь лет ногу: он на полгода оказался прикован к постели и мог не отрываться от книг.

«Я глотал книги одну за другой, не обращая внимания на название и автора. Каждая обложка была лишь дверью, за которой меня ждало новое путешествие: в Тибет, Китай, к Скалистым горам, в леса Бразилии и ко дворцам Сиама… одна книга привила мне благоговейный страх перед гориллой. Другая так увлекла рассказами о герцоге Веллингтоне и Гражданской войне в Америке, что еще долго в мечтах я собирал армии и проводил великие военные кампании» — Герберт Уэллс, Автобиографический эксперимент.

Свою первую работу — иллюстрированный роман «Пустынная маргаритка» — Уэллс напишет в возрасте всего лишь десяти лет. Страстно одержимый идеей обучения, Берти попадает сперва в местную грамматическую школу, где учителя были так впечатлены способностями талантливого мальчика, что занимались с ним, невзирая на задержки в оплате уроков.

Мать, впрочем, все еще видит в Берти простого ремесленника, и настаивает на том, чтобы сын наконец занялся делом — то есть драпировкой. Но в 15 лет юный Уэллс окончательно решает порвать с этой перспективной карьерой. Пригрозив матушке самоубийством, он заявил, что и ноги его больше не будет в мастерской. Он возвращается в школу, где становится помощником учителя и жадно читает, постигая все возможные предметы. И в конце концов его усилия начинают приносить плоды.

«В то время правительства начинали понимать, насколько необходимы люди, обученные естественным наукам. Британия, обеспокоенная развитием Германии, старалась инвестировать в создание собственных специалистов. И это помогло Уэллсу получить стипендию в колледж, где он изучал биологию», — Майкл Шерборн, биограф Герберта Уэллса 

Вряд ли во всем свете было место, более подходящее для юного Уэллса, чем колледж. Здесь он изучает биологию — у Томаса Хаксли, сподвижника самого Дарвина, — читает Платона, начинает интересоваться идеями социализма. И здесь же он возвращается к писательской деятельности. Сперва это всего лишь дополнительный источник заработка, но по окончании учебы он станет основным.

Уэллс начал как автор учебников по биологии — и лишь закончив обучение и оставшись без стипендии, решил заняться словесностью и журналистикой всерьез. Несмотря на нехватку денег и туберкулез, он не прекращал работать, печатая не только обзоры книг и пьес, но и статьи, а также короткие рассказы. Молодой писатель не бедствовал, но и не шиковал, исправно отсылая деньги и родителям, и содержа собственную семью.

Отец-основатель: как Герберт Уэллс создал фантастику, которую читают и смотрят

В надежде наконец пробиться в издательства, Уэллс решил вернуться к собственной идее семилетней давности: путешествиям во времени. Он уже написал один роман на эту тему — «Аргонавты Времени». Но то была лишь проба пера, а сейчас настала пора воплотить ее по-настоящему. Так появилась «Машина времени». Эта книга сделала ему имя и стала одной из первых ласточек «научной фантастики» — жанра, которого тогда толком не существовало. Даже термина такого попросту не было, а сам писатель называл свои сочинения «научными романами»

«В те времена практически не существовало жанра научной фантастики. По сути, Уэллс его изобрел. Конечно, были книги Жюля Верна и подобные им, но Уэллс был настоящим ученым, и он мог экстраполировать свои знания в писательстве — это выводило его прозу на новый уровень», — Мартин Уэллс, внук писателя.

«Машина времени» принесла Уэллсу относительно скромные сто фунтов гонорара, но зато мгновенно влюбила в себя публику, которая теперь с нетерпением ждала от него новых произведений. Но самое главное — он наконец смог поверить в себя и собственные идеи. Дальнейший путь лежал только вперед. И вскоре жизнь сама подсказала идею для нового «научного романа».

Уэллс, выходец из рабочего класса, всегда с сочувствием относился к страданиям угнетенных и слабых мира сего. Особенно тронула его история населения Тасмании, почти полностью истребленного европейскими колонизаторами. И вот, во время прогулки, брат писателя Фрэнк, предположил: что, если с неба на нас свалятся люди, которые обойдутся с нами также, как мы — с несчастными тасманийцами?

Идея была и впрямь неплохая; оставалось лишь чуть ее доработать. Так вместо других людей на страницах появились марсиане. Загадочные, опасные, совершенно безжалостные — они не идут на переговоры с человечеством. Их оружие — смертоносные тепловые лучи, а перемещаются они в непонятных, внушающих ужас треножниках. Их пришествие вызывает лишь страх и трепет.

«Но что я увидел! Как мне это описать? Громадный, выше домов треножник, шагавший по молодой сосновой поросли и ломавший на своём пути сосны; машину из блестящего металла, топтавшую вереск… Блеснула молния, и треножник чётко выступил из мрака. Он исчезал и появлялся при новой вспышке молнии уже на сотню ярдов ближе».

— Герберт Уэллс, «Война миров»

Человечеству нечего противопоставить марсианским технологиям — как и тасманийцы перед европейскими завоевателями, они совершенно беззащитны, и могут полагаться лишь на собственную удачу, ум, и сообразительность.

«Война Миров» сразу же стала «визитной карточкой» Уэллса, а заодно — краеугольным камнем всего поджанра «нашествия инопланетян».

Стало понятно, что на одних только книжных страницах такое произведение долго не останется. И это оказалось правдой — гениальность романа оказалась в том, что он прочно укоренил его действие среди повседневной Британии, населенной самыми что ни на есть обывателями из среднего класса. И хотя с момента выхода книги прошло больше столетия, люди почти не изменились: стремление героев выжить и спасти своих близких резонируют с читателями и сто двадцать с лишним лет спустя.

А еще благодаря этому «Войну миров» оказалось легко модернизировать и адаптировать. Возможно, именно поэтому самые известные и громкие переложения книги практически всегда переносили действие в современные декорации.

Например, радиопьеса 1938-го подавала события книги как прямой репортаж. Теперь уже легендарный актёр Орсон Уэллc оказался до того убедительным, что некоторые слушатели и впрямь поверили в то, что на землю высадились пришельцы.

Первая киноэкранизация, вышедшая в 1953 году, также перенесла действие в современную картине Америку. Почти полвека спустя то же сделал Роланд Эммерих в «Дне независимости», который хоть и не является прямой адаптацией классики, очень многое из нее берет: даже пришельцев здесь побеждают с помощью вируса, только теперь уже компьютерного.

К тому же приему — переносу действия в современную эпоху — прибегает и Стивен Спилберг в своей экранизации. И то, что главную роль исполняет Том Круз, к тому времени уже два раза сыгравший спецагента Итана Ханта, как ни странно, только пошло фильму на пользу.

«Когда мы только начали работу над фильмом, я сказал Тому: твой персонаж не герой, который всех спасает, он почти все время будет убегать и заботиться о своей семье. И Том был очень рад, что ему не придется в очередной раз надевать каску и идти на войну». — Стивен Спилберг

Уэллс написал свои главные фантастические произведения в самом начале карьеры: как он не мог ограничить себя лишь одной дисциплиной в годы студенчества, так не мог удержаться в рамках одного жанра. Он писал об истории и науке, о политике и гендерном равенстве, общался с такими авторами, как Бернард Шоу и Джозеф Конрад. Пережив две мировых войны, он был всерьез обеспокоен судьбой человечества, но никогда не терял веры в него. Не терял он и скепсиса, присущего любому хорошему ученому, и прекрасно понимал, что одна лишь наука не в состоянии будет решить всех мировых проблем — для этого нужен гуманизм и сострадание.

«Уэллс изобрел все основные сюжеты современной фантастики: путешествия во времени, встречи с пришельцами, эксперименты ученых в “Острове Доктора Моро”. Кажется, нет другого такого писателя, который сделал бы столько же. Даже Сервантес и Шекспир исследовали уже готовые сюжетные лекала, Уэллс же создавал свои, и они становились лекалами для всех остальных» — Джордж Слассер, писатель, куратор крупнейшего архива научной фантастики США 

Иногда может показаться, что сегодня Герберт Уэллс незаслуженно забыт — но так ли это? К его произведениям то и дело возвращаются режиссеры, драматурги, сценаристы. Верно, скорее, другое: его идеи вдохновившие бессчетное количество его современников, окружают нас с ранних лет, и мы привыкли к ним настолько, что перестали замечать. Разве можно придумать более почетное завершение для карьеры писателя? Пожалуй, что нет.

Телеграм-канал: https://t.me/fantv_ru

Сайт киноканала FAN: https://fantv.ru/

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Завтра выходной, устало, после рабочего дня подхожу к холодильнику: там кусок замороженного мяса, бутылка воддки, яблоко и три мандаринки. Что бы такого приготовить? Задача на логику мужчины, пока еще холостяка... Заморачиваться ли разморозкой мяса на ночь глядя? ...
какой уровень должен быть, чтобы легко сделать сайты вроде этих http://www.bechtel.com/ , http://www.vinci.com/vinci.nsf/en/index.htm PS: слово Уровень - не означает обязательно высокий, он может быть и средним. Здесь нравится компоновка, грамотные цветовые решения, лёгкость, ...
О Братиславе я практически ничего не знал перед поездкой, в голове разве что были кадры из фильма «Евротур» и шутки про железную дорогу до Берлина. Не могу сказать, что наше ...
Хороший текст написал Альфред Кох. Он вообще всегда пишет хорошие тексты, и по стилю, и по сути. Вроде и возразить нечего. Вот, сейчас о Навальном: Посмотрел тут баттл между Миловым и Чичваркиным. Чичваркин разделал Милова под орех. Впрочем и немудрено: экономический советник ...
Оригинал взят у коллеги dambiev в Военная инфраструктура КНР на архипелаге Спратли ( Наньша ) Свежие фотографии уже фактически  построенной китайцами военной инфраструктуры на искусственных рифах в архипелаге Спратли опубликованы на сайте ASIA MARITIME ...