"Отцы и дети" - об экранизации 1983 года.

топ 100 блогов mi_ta_pe09.09.2022 Базаров для меня ещё со школьных лет был нелюбимым героем. Помню, на уроках литературы мы тщательно разбирали образы героев романа Тургенева ... но запомнились они смутно. В памяти остались лишь крохи от их характеров: Базаров нигилист, Аркадий Кирсанов говорил красиво, Николай Петрович любил музыку и поэзию, Павел Петрович красиво одевался, а остальные ... просто уплыли из памяти во главе с Анной Сергеевной Одинцовой.

Но, зная, что мнение о ранее прочитанных книгах со временем меняется, я недавно перечитала роман Тургенева "Отцы и дети" и заодно посмотрела все три его экранизации - 1958, 1983 и 2008 годов.

Была экранизация 1915 года, но она сохранилась лишь во фрагментах, поэтому о ней речи нет, а наши современные экранизации я посмотрела в хронологическом порядке, то есть начала с фильма 1958-го года с Виктором Авдюшко в роли Базарова. В этой экранизации (из-за ограничения экранного времени) большое внимание уделялось лишь любовной истории Базарова, но в целом она была настолько хороша, что я даже написала о ней восторженный положительный отзыв.

Две последующие экранизации (1983 и 2008) вышли в 4 сериях каждая (теперь такие фильмы называются мини-сериалами), и жизнь Базарова в них рассматривалась более подробно (согласно тексту романа), это было интересно и познавательно.

Так вот, мини-сериал 1983 года (режиссёр В.А. Никифоров) поначалу мне не понравился. Во время первой серии думала "что такое я смотрю, какая скука", но по мере втягивания в сюжет фильм нравился мне больше и больше, и в целом, впечатление от него получилось значительным.

После просмотра всех четырёх серий я несколько дней находилась под властью нахлынувших чувств, главным из которых была ... жалость к Базарову. Этого героя ярко, выпукло и сильно сыграл Владимир Богин. Созданный им образ Базарова выше всяческих похвал, и я считаю, что это лучший Базаров в отечественной кинематографии.

Экранизацию 2008-го года я стала смотреть не сразу, подождала, когда уляжется впечатление от предыдущей. Режиссёр Авдотья Смирнова решила воплотить на экране своё понимание романа Тургенева. На роль Базарова был приглашён хороший актёр Александр Устюгов, а роль Павла Петровича исполнил замечательный Андрей Смирнов (отец Авдотьи).

Знаю, что нельзя сравнивать фильмы, снятые повторно, ведь каждый по-своему интересен, но первую серию мини-сериала Авдотьи Смирновой я не могла не сравнивать с экранизацией В.Никифорова (1983). В дальнейшем это сгладилось, но на первых порах сильно мешало: перед глазами стоял образ Базарова, созданный Богиным.

Наблюдая игру актёров в обеих экранизациях, я пребывала в положении Агафьи Тихоновны из гоголевской "Женитьбы", которой для окончательного выбора не хватало в женихах какой-либо детали: "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась".

Вот и здесь: хотелось некоторых актёров перетасовать и разместить по разным экранизациям, думаю, было бы лучше. Но - что получилось, то получилось. )))

О мини-сериале Смирновой надо бы написать отдельно и подробно, но не в этот раз.
Сейчас мне хочется упомянуть об актёрах и воплощённых ими образах из киноработы Вячеслава Никифорова (1983). Экранизация мне понравилась, и я даже хотела посмотреть её ещё раз, но не стала, потому что не хотела заново переживать о Базарове (особенно в последней серии).


О героях фильма 1983 года.

Евгений Базаров.
Как я написала выше – Владимир Богин в роли Базарова вне конкуренции. Базаров-Богин - умный, бескомпромиссный, не признающий ничьих авторитетов человек, грубый, невоспитанный и относящийся по-хамски к людям, оказавшим ему гостеприимство, - это малая часть личности Базарова. После прочтения романа, просмотра экранизаций и собственных размышлений мне стали ясны причины, по которым Базаров стал нигилистом, сейчас я этой темы не касаюсь, она для отдельного разговора.

Так как Владимир Богин прекрасно воплотил на экране образ Базарова, то я с удовольствием помещая ниже целых три кадра с его изображением - в разных платьях и в разной степени задумчивости.

ОиД Базаров.jpg

ОиД Базаров2.jpg

ОиД Базаров3.jpg

Аркадий Кирсанов – Владимио Конкин.
Поначалу выбор Конкина на роль Кирсанова показался мне неудачным. На мой взгляд актёр совсем не вписывался в компанию других героев. Даже его увлечение нелюдимой Катей Одинцовой (Римма Коростелёва) показалось неискренним.

ОиД Кирсанов.jpg
Аркадий Кирсанов - Владимир Конкин.

Всю первую серию я не могла отделаться от того, что передо мной не Аркаша Кирсанов, а старший лейтенант Володя Шарапов из сериала "Место встречи изменить нельзя". Особенно это усилилось, когда в кадре появилась Наталья Данилова в роли Анны Сергеевны Одинцовой. Она играла вместе с Конкиным в том же фильме "Место встречи ...".

Замечательно то, что первое неприятие сменяется привыканием, родственным к пониманию, так случилось и с моим отношением к Владимиру Конкину в роли Кирсанова. К концу экранизации я прониклась к Кирсанову-Конкину уважением, умноженным на сочувствие, актёр очень старался вжиться в образ и в целом его Кирсанов получился неплохим молодым человеком.

Анна Сергеевна Одинцова.
Наталья Данилова в этой роли выглядела очень красивой, нарядные платья до полу ей шли больше, чем гимнастёрка и беретик Вари Синичкиной, но образ Одинцовой, на мой взгляд, у актрисы не получился. Любовная страсть Базарова к Одинцовой показалась мне "притянутой за уши". Видимо, Базаров долго был без женщины, если такая замороженная рыба, как Анна Сергеевна в фильме Никифорова, вызвала в нём сильные чувства.

ОиД Анна Одинцова.jpg
Анна Сергеевна Одинцова - Наталья Данилова.

Братья Кирсановы (отец и дядя Аркадия).
И Николай Петрович (Алексей Кузнецов) и Павел Петрович (Борис Химичев) понравились. Не блистали, но сыграли достаточно близко к описанию их образов у Тургенева. О них тоже можно написать более подробно, интересные личности, но в этот раз.

ОиД Братья Кирсановы.jpg
Слева Павел Петрович (Борис Химичев), справа Николай Петрович (Алексей Кузнецов).

Фенечка.
Эту милую девушку сыграла Светлана Рябова. Её героиня, волей случая попавшая в жёны к помещику, вызывала умиление своей простотой и любование её природной красотой.
Видимо, эти Феничкины качества и приглянулись Базарову.

ОиД Фенечка2.jpg
Фенечка - Светлана Рябова.

Родители Базарова.
Арина Власьевна (Муза Крепкогорская) и Василий Иванович (Владимир Самойлов) – славные, сильно любящие, уважающие и даже побаивающиеся сына люди. Чуть-чуть переигрывающие в своей любви, но такие уж они есть ... достойные внимания, уважения и сочувствия.

ОиД 1983 родители.jpg
Базаровы - Арина Власьевна (Муза Крепкогорская) и Василий Иванович (Владимир Самойлов).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Житель Набережных Челнов снял на видео сотрудницу местной больницы скорой медпомощи, которая, по его мнению, была пьяна. Ролики он опубликовал в городском паблике «ВКонтакте». На кадрах видно, как работница медучреждения материла пациента, ворвавшегося в кабинет сестры-хозяйки. ...
П тички и С-Петербург прекрасно сочетаются, особенно на реке Неве Уточки морозов не боятся. Им главное что бы оставалась открытая вода. Но проблемы есть. Если она зазевается и от резкого похолодания у нее вмерзнет в лед крыло, такая уточка может ...
Сразу же видно, что банк, да? Будапешт. 1914 год. Успели… Арх. K ő r ö ssy Albert и Kiss G é za И подпись главного мастера кузнечного искусства, работавшего в Будапеште «прекрасной эпохи», Дюлы Юнгфера. ...
Книга основана на теории архетипов Юнга . В качестве архетипических образов, мощно влияющих на жизненный сценарий женщин, выступают семь древнегреческих богинь. С Юнгом автор, как водится, кое в чём не вполне согласна, но не будем углубляться в эти тонкости. Почему одним женщинам для ...
...