Отчасти повторение пройденного
rayskiy_sergei — 23.09.2023 А отчасти новое.Важное предуведомление: это всё о вкусах, так что не надо меня переубеждать, пожалуйста. Вполне достаточно молча презирать убогого, который не понимает.
Кажется, сумел наконец сформулировать, почему я не могу слушать рэп. Заодно, проведя несколько экспериментов, убедился и в том, что есть причины не читать даже с листа эти тексты. Не знаю, кому это может быть интересно, и предвижу всякое в комментариях, но неважно: для самого себя хочу зафиксировать.
Во-первых, манера исполнения, интонация и звуковое сопровождение: в основном это или агрессивный тон, или истеричный, или в любом случае неестественный, вычурный, что меня вовсе не привлекает — такое ощущение (У меня, только у меня! Ногами не бейте.), что тебя зажал в угол нетрезвый человек и назойливо вываливает всё, что наболело, хотя ты готов был выслушать его и без принуждения, неторопливо, в спокойной обстановке и на комфортном расстоянии друг от друга, но он пьян и не понимает этого, а потому продолжает тыкать тебе в грудь рукой и не говорить, а выкрикивать, причём торопливо, потому что, наверное, предчувствует, что долго ему говорить не дадут. А музыкой это ведь и сами рэперы не называют («читать рэп», а не «петь»), что вполне справедливо. Кроме того, это довольно заунывное звучание однообразных и бесконечно повторяющихся интонационных конструкций. Мне это не просто не доставляет удовольствия — меня это раздражает. Примерно как перфоратор за стеной.
Во-вторых, темп: слова произносят очень быстро, я банально не успеваю воспринимать смысл. Такое ощущение, что от слушателя этого и не ждут, исполнителю вполне достаточно того, что в сознании слушателей фрагменты фраз сменяют один другой. Здесь, пожалуй, процитирую собственные размышления четырёхмесячной давности. Тогда у меня возникла такая рабочая версия: слушая рэп, люди вовсе не воспринимают текст как должно, а просто сквозь их мозг течёт словесный поток, из которого сознание выхватывает отдельные слова или сочетания, а удовольствие они получают, во-первых, от ритма, а во-вторых и в-главных, от возможности игнорировать говорящего: вот он тебе что-то говорит, даже эмоции выражает, достучаться до тебя хочет — а ты не вслушиваешься. Отличная тренировка, если хочешь научиться игнорировать объяснение учителя на уроке.
Если рэп-текст (Интересно: можно ли так выразиться?) не убогий, то в нём довольно сложная метафорика (читал, читал я ваших кумиров, специально время тратил, так что обойдёмся без примеров), и надо бы успеть понять, но не получается. А убогий текст и читать незачем, но давайте тоже без примеров: назови я сейчас кого угодно, меня ж разорвут и останки мои зальют презрением.
В-третьих, ещё про сами тексты: если текст всё-таки претендует на звание поэтического, то моя беда в том, что я не воспринимаю его без словаря и (местами) подробных комментариев, поскольку, видимо, живу в другой реальности: не понимаю аллюзий, отсылок, намёков, да часто и прямо названных реалий. А читать тексты, которые я настолько не могу понять, смысла нет, пока я не решил изучать рэп. А я не решил.
В качестве постскриптума — о том, почему меня не привлекают и рэп-баттлы. Тоже из старой беседы, но нечего изобретать велосипед.
Начну с цитаты из Википедии (уж простите, но почти всех этот источник устраивает, так что ж я буду искать-то):
"Рэп-баттл (варианты: баттл-рэп, рэп-битва) — состязание двух исполнителей в жанре рэп, суть которого состоит в унижении оппонента при помощи специального рифмосложения".
Так вот, я не любитель наблюдать за тем, как люди унижают друг друга, и совершенно не имеет значения, при помощи чего они это делают, а уголовно-гопнический стиль, выбранный для этого, лично мне противен. И эта форма меня не шокирует — она низводит этих людей на уровень, с которым я не желаю иметь ничего общего, потому что для меня это выглядит так: я оказался... ну, скажем, в вагоне поезда, то есть до ближайшей станции деться никуда не могу, и рядом со мной стоят два пьяных гопника, окружённые толпой таких же, как они, и орут друг на друга по очереди. Содержательно этот ор сводится, в сущности, к двум положениям: 1) ты никто, ты никому не интересен; 2) я использовал твой рот и задний проход для сексуального удовлетворения. А по форме этот ор представляет собой обмен низкопробными гнусными инвективами самого низкого пошиба. Так вот, рэп-баттл отличается от описанной ситуации одним: к счастью, это можно не слушать. И я не стану. Если другим хочется, пусть они слушают повнимательнее и запоминают, кто из рэперов кому куда что запихал, только не надо мне это пересказывать.
|
</> |