От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив

топ 100 блогов uritsk19.04.2019 От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3190.JPG

Продолжаем путешествие от Волги до Чёрного моря (первая часть здесь). Оставив позади шлюзы Цимлянского гидроузла, судно попадает в коренное русло Дона, неширокой извилистой реки с достаточно мощным течением. Природа здесь восхитительная - кругом степи, иногда правый берег вздымается кручей над водным потоком, а по берегам сменяют друг друга хутора и казацкие станицы, утопающие в зелени тополей. Ну как тут не вспомнить Шолохова! Для обеспечения на Нижнем Дону глубин, достаточных для прохождения крупных судов типа "река море", построены три низконапорных гидроузла - Николаевский (1974), Константиновский (1982) и Кочетовский (построен в 1920, реконструирован в 1969 и 2008). Сейчас строится четвёртый низконапорный гидроузел - Багаевский (2018-2020).

1. Танкер смешанного плавания "Чингиз Мустафаев" показался из-за поворота извилистой реки.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_2937.jpg

2. Заготовка сена в одной из донских станиц.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_2942.jpg

3. Донская природа.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_2943.jpg

4.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_2948.jpg

5.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_2950.jpg

6. Дети - цветы жизни! :))

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_2953.jpg

7.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_2955.jpg

8.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_2956.jpg

9. Крутой правый берег Дона в районе станицы Николаевская.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_2957.jpg

10.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_2960.jpg

11.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_2966.jpg

12.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_2968.jpg

13. Николаевский гидроузел (1974) - первый из трёх низконапорных гидроузлов на Нижнем Дону при движении вниз по реке. Эти низконапорные гидроузлы обеспечивают гарантированные для судоходства глубины на Нижнем Дону от Цимлянской ГЭС до Ростова-на-Дону.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_2973.jpg

14. Плотина Николаевского гидроузла.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_2975.jpg

15. Вода в Доне имеет ярко выраженный зеленоватый оттенок.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_2980.jpg

16. И снова крутой правый берег Дона.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_2985.jpg

17. Константиновский гидроузел (1982).

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_2987.jpg

18.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_2989.jpg

19. Справа оставляем устье Северского Донца, крупнейшего притока Дона – широкой реки, судоходной на значительном протяжении.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_2992.jpg

Северский Донец берёт начало в Белгородской области, затем протекает по территории Харьковской, Донецкой и Луганской областей Украины, а в низовьях (последние 220 километров реки от Каменска-Шахтинского до устья) - по Ростовской области. От Каменска-Шахтинского начинается судоходный участок реки. В 1911-1914 годах на Северском Донце было построено шесть низконапорных гидроузлов со шлюзами, а седьмая плотина (Кочетовский гидроузел) была сооружена на Дону непосредственно ниже впадения Северского Донца для обеспечения необходимого подпора воды в его низовьях.

Северо-Донецкая шлюзованная система - последняя крупная водная система Российской Империи. Она предназначалась для вывоза каменного угля Донбасса водным путём в регионы Азово-Черноморского бассейна - сеть железных дорог в то время была ещё недостаточно развита и водный путь был основным. По проекту предполагалось выполнить шлюзование Северского Донца практически на всём его протяжении и создать сквозной водный путь от Дона до Луганска, Харькова и Белгорода, доступный для судов длиной 90 м, шириной 17 м и осадкой до 1,7 м. Работы разделили на три этапа - первый этап (6 гидроузлов на участке от Дона до Каменска-Шахтинска в районе нынешней границы с Украиной) были построены в 1911 - 1914 годах, на втором этапе предполагалось шлюзование Северского Донца до Лисичанска (Луганская область), на третьем - до Изюма (Харьковская область). Но эти проекты так и остались нереализованными: сначала помешали Первая мировая война и революция, а затем водный путь на Донбасс стал уже ненужным - были построены новые железные дороги, по которым и пошли основные грузопотоки.

Нынешняя Северо-Донецкая система (6 гидроузлов в Ростовской области) использовалась для вывоза каменного угля Донбасса до 1972 года, после чего с развитием сети железных дорог перевозки угля практически полностью сосредоточились на железнодорожном транспорте. В настоящее время Северо-Донецкая шлюзованная система используется для местного судоходства (в основном строительные грузы) - причём из шести шлюзов регулярно работают лишь первые два, Апаринский и Нижнежуравский. Шлюзование через остальные четыре гидроузла выше по реке осуществляется только по предварительным заявкам.

20. Следуя вниз по Дону, минуем устье Северского Донца.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_2996.jpg

21. Рассвет на Дону.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3030.jpg

22. Кочетовский гидроузел был открыт в 1920 году и реконструировался в 1969 году. В 2008 году параллельно существующей была открыта вторая камера шлюза, больших габаритов. На данном фото 2006 года она ещё строится.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3038.jpg

23.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3042.jpg

24. Здесь очень красиво! Извилистая река, шикарная южная природа, на берегах поют птицы, со степи доносится запах каких-то цветов.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3054.jpg

25.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3062.jpg

26.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3097.jpg

27. Станица Старочеркасская - один из центров донского казачества. О ней я как-нибудь напишу отдельно.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3103.jpg

28. В районе Аксая на правый берег Дона выходит железная дорога.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3115.jpg

Вскоре на крутом правом берегу начинаются жилые кварталы Ростова-на-Дону и его города-спутника Аксая. Берега Дона соединяют несколько мостов - три автодорожных (Аксайский, Ворошиловский и Темерницкий ("Сиверса")), два железнодорожных (в районе Зелёного острова и "Главный" разводной железнодорожный) и один совмещённый - Западный (Гниловский). Главный железнодорожный мост Ростова - двухпутный, разводной, вертикально-подъёмной конструкции. Проводка караванов судов по Дону осуществляется в разводку моста, в специальные "окна". В центре Ростова, между Ворошиловским и Темерницким мостами, расположены городская набережная и пассажирские причалы Ростова.

29. Аксайский мост.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3121.jpg

30. Крупный четырёхпалубный круизный теплоход в районе Аксайского моста.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3122.jpg

31. Железнодорожный мост в районе Зелёного острова.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3124.jpg

32. Ростов-на-Дону. Речной вокзал, центральная набережная, разводной железнодорожный мост. Это фото 2007 года - Темерницкий мост ("Сиверса") ещё не построен.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3136.jpg

33. Терминалы Ростовского порта - взгляд в сторону Аксая. Порт Ростова-на-Дону считается морским и работает круглогодично.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3139.jpg

34. Двухпутный разводной железнодорожный мост. Первый мост появился здесь ещё в 1873 году, затем перестраивался в 1912-1917, несколько раз подрывался и разрушался во время Великой Отечественной войны. Нынешний разводной двухпутный мост был построен сразу после войны, в 1949-1952 годах.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3164.jpg

35. Пассажирские причалы Ростова-на-Дону и Ворошиловский мост - фото 2006 года. Ворошиловский мост был открыт в 1965 году и является одним из узнаваемых символов Ростова. Он был полностью перестроен в 2014 - 2017 годах - с заменой опор и пролетных строений, но сохранением архитектурного облика. При этом центральный судоходный пролёт был увеличен со 132 до 156 метров.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3178.jpg

36. Ворошиловский мост на завершающем этапе реконструкцуии - фото 2017 года. На противоположном берегу видны очертания нового футбольного стадиона.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3182.JPG

37. Разводной железнодорожный мост.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3179.jpg

38. Темерницкий автодорожный мост (открыт в 2010 году) и железнодорожный мост в разведённом состоянии.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3183.JPG

39. Разводка ростовского железнодорожного моста осуществаляется в специальные "окна" несколько раз в сутки - в это время по Дону следуют караваны крупных судов типа "река-море".

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3184.JPG

40.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3186.JPG

41.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3190.JPG

42.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3191.JPG

43. Круизное судно у пассажирских причалов Ростова-на-Дону.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_3177.jpg

Ниже Ростова Дон впадает в Азовское море, образуя обширную дельту. Дальнейший водный путь проходит через мелководное Азовское море и Керченский пролив - заключительные "морские ворота" на нашем пути. Как шутят жители Ростова-на-Дону, Керченский пролив - это на самом деле тоже их любимый Дон. И между прочим, в этой шутке значительная доля правды - по одной из версий учёных, в древности Азовского моря не существовало, а Дон впадал непосредственно в Чёрное море в месте нынешнего Керченского пролива. Но около 5600 года до н.э. в результате землетрясений и различных тектонических процессов низовья древнего Дона и окружающие их низменые участки суши были затоплены морской водой - устье Дона сместилось на современное место, а плоская котловина его бывших низовий превратилась в Азовское море - самое мелкое (средняя глубина около 7 метров) и отдалённое от океана море в мире. Помимо того, что Азовское море - самое мелкое и "континентальное", оно ещё и одно из самых пресных в мире - из-за его мелководности, изолированности, слабого водообмена с Чёрным морем и обильного притока речных вод (составляющих до 12% объёма его воды), солёность Азовского моря почти в три раза меньше средней солёности океана.

Очень интересно смотрится граница Азовского и Чёрного морей в ветреную погоду с борта самолёта, летящего в Крым над Керченским проливом. Азовская вода - мутная, из-за мелководности буро-зеленовато-взбаламученная, с высоты хорошо видны короткие крутые волны, характерные для мелководий. Но сразу за Керченским проливом с резким увеличением глубины в сторону Чёрного моря вода становится прозрачной, волна - более длинной, а цвет воды из мутно-бурого становится истинно морским - насыщенно синим. В заключение - предлагаю виртуально "переплыть" Азовское море и побывать на берегах Керченского пролива, по одной из версий, древнего устья Дона, но в любом случае - важных морских воротах региона, соединяющих "континентальное" и наполовину "речное" Азовское море с Черноморскими просторами.

44. Основной судоходный фарватер в Керченском проливе проходит по Керчь-Еникальскому каналу. Название это произошло от крепости Ени-Кале, расположенной на берегу пролива недалеко от Керчи.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_6148.JPG

45. Танкер смешанного плавания типа "река-море" в Керченском проливе.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_6444.JPG

Азовское море достаточно мелководно (в среднем порядка 7 метров) и доступно не для всех типов морских судов. Значительную часть флота акватории Азовского моря составляют суда смешанного плавания, работающие также на Дону, ВДСК и Волге - по визуальным наблюдениям это более 90-95% флота. Иногда проходят через Керченский пролив и чисто морские суда - в том числе и достаточно крупные, но с ограничениями по осадке. Сегодня гарантированная глубина Керчь-Еникальского канала - 8,3 метров. На выходе из Керченского пролива, в Чёрном море, находится крупный перевалочный рейд, где нефтепродукты и другие грузы с судов смешанного плавания перегружаются на более крупные морские суда.

46. Порт Крым, выход из Керченского пролива в Азовское море.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_6516.JPG

47. В районе Керченской паромной переправы - фото 2015 года. Сегодня большая часть транспортых потоков идёт уже через мост.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_6535.JPG

48. Арка Керченского моста, установленная на опоры центрального пролёта. Фото 2017 года.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_6663.JPG

49. Караваны судов смешанного плавания типа "река-море" в Керчь-Еникальском канале.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_8520.JPG

50.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_9192.JPG

51. Небольшое чисто морское судно, направляющееся в Азовское море.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_9088.JPG

52. Рассвет в Керченском проливе.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_9194.JPG

53. Панорама Керченского моста с мыса Ак-Бурун, территории музея-заповедника "Крепость Керчь". Фото 2018 года.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_9293.JPG

54.

От Волги до Чёрного моря. Часть 2. Река Дон, Азовское море и Керченский пролив IMG_9296.JPG

За Керченским проливом начинаются просторы Чёрного моря. А наше виртуальное путешествие на этом закончено. :)

От Волги до Чёрного моря. Часть 1. Волго-Донской судоходный канал и Цимлянское водохранилище >>>

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Лицо и голос МИДа нашей страны Мария Захарова непочтительно проговорилась. Мария Захарова - лицо и голос МИДа. Скриншот взят из открытого доступа Интернете Комментируя ...
В общем прочитал я проект кодекса метрополитена. Цитировать не буду, выкладывать тоже. Впечатлён. Ой впечатлён. Порадовало, что по данной бумаге профсоюз уже может потребовать увольнения начальника метрополитена на основании нескольких ...
Для фанатов «тихой охоты» — это ценный и желанный трофей. Это очень вкусный, ароматный и полезный гриб, с которым можно приготовить огромное количество вкуснейших блюд. Каких — узнаете в статье . А вы уже ходили по грибы в этом сезоне? Делитесь в комментариях своим уловом. ...
Просто понравились, так тоже бывает. Я спросил у дяди Васи, Почему он сильно квасит? Дядя Вася рот утер И сказал, что он — монтер. Я заметил дяде Васе, Что, скорее, он алкаш. Он спросил — в каком я классе, В глаз мне кинув карандаш. Я на всякий случай в руку Взял железную трубу И ...
Дорогие коллеги! Я новичок в вязании крючком, до сих пор вязала всякие мелочи и шали, которые посадки по фигуре не требуют. И вот взялась за первую "крупную вещь" - кофточку для 5-летней дочери. Нашла описание, по нему и вяжу. Но столкнулась с проблемой - при нормальной пройме кофта велика ...