От сумы и тюрьмы не зарекайся: как минимизировать шанс увольнения в кризис?

топ 100 блогов karial23.06.2011 Говорят, никто до конца не узнает свои возможности, пока не окажется перед лицом увольнения, и «то, что нас не убивает, делает нас сильнее».

... Пятнадцать лет назад, к концу первого года своей работы в Америке, я была временным сотрудником, почти добравшимся до постоянной позиции и спонсированной компанией вида на жительство. К сожалению, одно было связана с другим как курица и яйцо. То постоянная ставка была, но требовала постоянного резиденства, а решение о грин-карте не проходило, то не было открытой позиции нужного профиля. Будучи оптимистом по жизни, еще не пришедшего в себя от щенячьей радости попадания на работу в штаб-квартиру, я твердо верила, что это дело времени. Но вдруг события не завертелись с ужасающей быстротой, слияние подразделений заморозило на корню принятие на работу, в том числе, и перевод со временных позиций. Мои лучшие результаты в дивизионе отодвинулись на второй план: "конкурент" из срастающегося с нами отдела был постоянным сотрудником. На горизонте замаячила реальная угроза потери работы, и, главное, права работать вообще. Моя рабочая виза в США была привязана к компании-спонсору и разрешала работать только на нее. В случае окончания контракта наниматель был обязан уведомить INS , закрыть мою визу, после чего я должна была покинуть страну в двухнедельный срок.

И вот однажды



в холодный зимний день я оказалась в кабинете вице-президента объединенного отдела Д., руководителем моего непосредственного начальника. Она не отличалась ни мягкостью в отношениях, ни осведомленностью о моей работе, так что перешла к делу, даже не предложив мне сесть.
- Я не вижу большого смысла продолжать этот проект после слияния и реорганизации, - сказала Д. и дала мне пару недель закончить дела. Меня хватило на то, чтобы дойти до кабинета непосредственного начальника и сообщить о случившемся, а потом добежать до туалета, чтобы разрыдаться уже там. ....

Русская пословица говорит: от тюрьмы и сумы не зарекайся. Никто из работающих по найму не застрахован от увольнения. Компании разоряются, закрывают направления и филиалы, переводят работу в другие страны . Сегодня никому не стоит надеяться на иммунитет, независимо от статуса или квалификации. Тем не менее, всегда можно уменьшить свои шансы оказаться в числе уволенных и увеличить вероятность быстрого нахождения новой работы.

Не будем рассматривать случаи, когда вашим конкурентом за место является племянник начальника - лучшее средство борьбы с непотизмом это не соглашаться работать в компаниях, где его терпят. Эти заметки в первую очередь относятся к компаниям, действуюшим в рамках закона, этики и интересов акционеров. Будем исходить из предположения, что ваш руководитель стоит перед тяжелым выбором, кого оставить, и поговорим о стратегиях и качествах, помогающих оказаться в нужном списке.

Смелость взять на себя ответственность. Одни люди, столкнувшись с неприятным участком работы, говорят "я сделаю" - и начальник может расслабиться, вплоть до просьбы о помощи. Вряд ли какой сложный проект развивается без форс-мажора или подводных камней законодательства, взявшиеся за дело сначала пытаются преодолеть их сами. А затем, в случае необходимости и в особых случаях обращаются к руководству за конкретным действием или советом. Но ответственность за исход работы продолжает лежать на них.
Другие либо стараются от уклониться от трудного дела, либо, пообещав, тихо сдаются при первом непредвиденном препятствии, либо полагаются на то, что все идет по плану, не проверяя результаты вплоть до неприятных сюрпризов в конце. Их легко узнать по фразам "это не моя работа" или "кто же знал, что контрактор задержит сроки - мне никто за три месяца не позвонил". Ответственность включает умение предвидеть непредвиденное, регулярно проверять исполнение, в случае надобности вступать в переговоры. Возможно, юридически, вторые правы. Но в случае выбора кандидата на повышение или как минимум на то, чтобы остаться в отделе при сокращении , руководитель выберет того, на кого можно положиться. Это не просто черта лидера - умение взять на себя ответственности и двигать дело вперед, несмотря на препятствия. Это еще и важное качество, позволяющее увеличить стабильность работы и уменьшить временные затраты начальника. Так что стоит ли его винить, если он оставит того, кто сам поднимает руку, берется за проект и перекладывает нагрущку на свои плечи?

Широкий набор навыков. Есть лучшие в мире специалисты по разделке туши дракона. Одна беда - с постепенным исчезновением этих реликтовых тварей они не знают, чем себя занять, потому что всю жизнь совершенствовались только в одном искустве. Есть куда более прозаичны мясники, способные разделать любой источник протеина, пусть не так виртуозно и элегантно, но зато по ситуации умеющие и огонь развести, и мясо зажарить - да простят меня вегетарианцы за эту метафору. Если речь идет не о закрытии направления или филиала, при котором уходят все, а именно сокращения кадрового состава, заставляющего выполнять тот же или сокращенный объем работ меньшими силами, то уменьшается и возможность разделения труда. Возникает потребность в специалистах более общего профиля, знающих не одну, а несколько технологий или маркетинговых дисциплин.

Умение встраиваться в новую среду и вносить изменения. Сокращения, как любые изменения в работа, сопровождающиеся грустными эмоциями, всегда проходят болезненно и требуют от сотрудников быстро перестроиться под новую среду: изменения в составе и разделении обязанностей. Как и всякое печальное событие они не повышают мотивацию работать - известно, что оставшиеся часто переживают больше ушедших, а потому весь процесс требует от начальника большего внимания к моральному состоянию людей и их поддержке. Однако и такую ситуацию все встречают по-разному. Одни легко приспосабливающиеся к новой среде - не спорят из-за каждого изменения в работе, не жалуются на жизнь, уживаются с коллегами и всячески помогают руководителю как можно быстрее перестроить отдел на новый режим. Другие видят в случившемся личное оскорбление, не перестают делиться отрицательными эмоциями с коллегами, видят в начальнике бесплатного психотерапевта, ответственного за их мотивацию работать, и спорят из-за каждой детали изменения обязанностей. Столкнувшись с необходимостью выбора любой руководитель предпочтет оставить первых.

Работа над ключевыми проектами и стабильные результаты. В случае сокращения размера отдела или группы руководителю придется пересмотреть, какие проекты останутся, а какими придется пожертвовать. Очевидно, что в первый лист скорее попадут ключевые направления, связанные с основной миссией, приносящие наибольшее количество денег или престижа, наиболее важные для выполнения функций отдела в общей структуре предприятия. А во второй - более экспериментальные, менее важные или прибыльные и просто меньшие по объему области. И хотя вполне возможно, что после реорганизации придется перераспределить нагрузку, те, кто уже ведет проекты первой группы получают преимущество. Особенно потому, что как правило именно сотрудникам стабильно добивающимся лучших результатов и подающим большие надежды такие проекты поручают. Одно из первых правил управления гласит, что лучшие "таланты" ставятся именно именно на ключевые направления. Так что если выбор проектов немаловажен для построения карьеры в целом, приобретает особое значение во время кризиса.

... Сегодня, полтора десятилетия спустя, я прекрасно вижу, что мое увольнение прекрасно вписывалось в данную картину. Я была временным сотрудником на экспериментальном проекте, связанным с работой на развивающихся рынках и приносившим на тот момент не так много денег, как основные направления. Мой опыт был существенным для российского бизнеса, но весьма ограниченным для глобальных позиций в американской штаб-квартире: я менее чем за год до этого переехала в Штаты из Москвы. Весь мой трудовой стаж, насчитывавший почти пять лет работы в компании в двух странах, мог быть огромен для постперестроечной России, живущей как в военное время по принципу "год за три", но был ничтожен для Америки. А главное, мне еще не удалось продемонстрировать, что я способна добиваться результатов где-либо, кроме развивающихся рынков, а потому выбирая между мной и сотрудниками, работавшими в разных дисциплинах и сегментах, Д. и не могла сделать другого выбора. Единственное, что говорило в мою пользу- это умение брать на себя ответственность за трудные проекты, придумывать неожиданные идеи и добиваться результатов. Но об этом знал лишь мой непосредственный начальник, перешедший к Д. в подчинении менее чем за месяц, а его мнением она не поинтересовалась...

Увольнение оказалось для меня громом среди ясного неба - мне и в голову не могло прийти, что такое случится всего лишь через пару месяцев после обсуждения возможного перехода в постоянный штат, сорвавшегося после слияния отделов. И это тоже говорило о моей потрясающей неопытности и наивности. Первый и главный урок, который я извлекла из ситуации - это необходимость следить за тем, что происходит в компании и на рынке в целом, не замыкаясь в своей работе, контактах и работе в пределах своего сегмента. Наличие контактов вне своей области и интерес к происходящему позволяют не только почувствовать приближающиеся изменения, но и спланировать свои дальнейшие шаги. То, что очевидно и легко дается экстравертам, часто требует осознанных усилий и дополнительных действий со стороны людей менее общительных. Знакомства надо завести? Стоит иногда ходить на корпоративные мероприятия и поговорить с работающими в других дивизионах. Знакомства надо поддерживать - будь то совместный обед раз в месяц или обмен сообщениями или совместное участие в благотворительной деятельности. Более полное понимание происходящего вокруг может помочь не только в период кризиса, но и в более общем планировании карьеры или изучении стратегии организации в целом.

К сожалению, как ни уменьшай шансы увольнения, в современном корпоративном мире они никогда не будут нулевыми. Времена пожизненного найма и гарантий остались в прошлом. Под влиянием финансового кризиса, изменений в законодательстве и технологиях многим компаниям приходится постоянно оптимизировать бизнес. А значит, они вынуждены открывать и закрывать филиалы и области работы, покупать и отчуждать предприятия, отдавать целые направления деятельности на аутосорсинг или переносить в другие страны - и любое из этих действий может вылиться в сокращение штата. Так что наравне со стратегией уменьшения своих шансов потерять работу стоит обсудить, как увеличить вероятность ее быстрого поиска.

Сообщение об увольнении редко кто воспринимает легко. А для проработавших на одном месте много лет и сделавших работу частью самоопределения сокращение может стать настоящим психологическим шоком. Однако, шок этот необходимо как можно скорее преодолеть и «через не могу» начать работу по поиску нового места и обзвону знакомых. Это особенно важно для работников крупных компаний, которые часто сокращая одну часть бизнеса, наращивают другую. Перейти на новое место часто бывает легче, уже будучи сотрудником, но за открытые позиции тут же возникает внутренняя конкуренция. Возможность рано узнать о ставке, попросить коллег или ментора предложить рекомендации, первым подать заявку - все это может сыграть критическую роль в том, чтобы остаться на работе. Есть прекрасная английская пословица: when going gets tough, the tough gets going. - «когда дорога крута, крутые идут вперед».

Как и в случае любого горя, узнав печальную новость, человек проходит пять стадий - отрицание, агрессию, торги, депрессию и принятие. На первой они не могут поверить, что это случилось с ними, на второй - переполняются злостью по отношению к компании, "для которой столько сделали". Очень многие застревают на этой стадии надолго, парализующий гнев и раздражение заставляет их пересмотреть карьерные планы, тратить время на эмоциональную разрядку в Интернете или даже поиска возможности навредить работодателю. Торги часто сопровождаются попытками договориться о временном контракте или другом способе остаться, пусть и на худших условиях - не самый продуктивный способ, часто отбрасывающий человека назад по карьере и оставляющий неприятный осадок при любом исходе.
Но самая тяжелая и, к сожалению, длительная стадия у многих - депрессия, полное нежелание что-то делать, кому-то звонить, поддерживать отношения с бывшими коллегами по индустрии, вообще вставать с дивана. Разочарование в такой ситуации более чем понятно, но люди теряют ценное время, когда можно еще найти позицию внутри своей компании или в другом месте, оставаясь сотрудником. Как подскажет любой рекрутер, проще всего искать работу, имея работу. И главное, если депрессия затягивается, теряют связи в индустрии, отстают в освоении новых технологий и методов, приобретают налет безнадежности в общении, словом, значительно снижают свои шансы.
Лучшее, что можно посоветовать, получившему неприятное известие - это последовать принципу Скарлетт О'Хары из «Унесенных ветром»: «я буду думать об этом завтра» и начинать действовать.
Я знаю людей, совсем не производящих впечатление суровых и неэмоциональных, но умеющих собираться, разослать сотню резюме, обзвонить десятки знакомых, попросить рекомендации и не откладывать дела на потом, когда появится настроение. Одна моя бывшая подчиненная оказывалась в такой ситуации дважды за три года кризиса - и оба раза находила работу именно благодаря способности отложить горе на потом.

Не менее важная стратегия увеличить свои шансы пережить неприятное время быстрее, это постоянно поддерживать свои навыки и контакты актуальными. Есть профессии, преимущественно связанные с IT, финансами и другими областями, где квалификация человека легко проверяется на месте, где работа легко находится через рекрутеров и объявления в Интернете. В других, где ценность специалиста во многом определяется опытом и сетью контактов, например, маркетинг и продажи, гораздо больше примеров перехода на другое место при помощи знакомств в индустрии. В таких профессиях продуктивный нетворкинг становится частью работы, и о нем лучше помнить задолго до того, как понадобятся его результаты.

... Отплакавшись и отрыдавшись, я вернулась в кабинет, закрыла за собой дверь и стала звонить знакомым. Отступать мне было некуда: переход в другую компанию требовал бы новой рабочей визы, спонсированной очередным нанимателем, а времени на ее оформление не было. Я начала с тех, для кого моя область специализации - развивающиеся рынки - была актуальной и основной, я просила своего начальника и тех, с кем сталкивалась по работа за год о рекомендациях. Мой руководитель очень много сделал, чтобы мне помочь. То, что он мог на меня положиться и ценил именно самостоятельность в осуществление проектов сыграло свою роль. Как я узнала впоследствие, именно такого рода примеры он приводил, рекомендуя меня коллегам. И конечно, в любой счастливой истории есть элемент везения. Преподав урок, судьба оказалась милостивой, и уже через месяц я вышла на новую временную работу, тоже связанную с развивающимися рынками в той же корпорации. Впрочем, и в чувстве юмора судьбе не откажешь. Более чем десятилетие спустя, когда я уже занимала позицию директора, а мой начальник, построивший прекрасную карьеру, вышел на пенсию, Д. пришлось покинуть компанию в период финансового кризиса....

В современном корпоративном мире никто не застрахован от увольнений - ни профессиональный уровень, ни занимаемя должность не дают полный иммунитет. Однако, любой может повысить свои шансы оказаться в списке оставшихся или быстро найти новое место. И последнее тоже неплохо. В конце концов, как гласит другая пословица, когда закрывается одна дверь, открывается другая.

(c) karial

*********************************************************
Я буду рада, если вы присоединитесь к сообществу моей книги "Вверх!" : просто кликните Like . Купить "Вверх!" .

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Режиссер Оливер Стоун – был запутинцем. Не знаем, как после 24 февраля, но раньше точно был. Тем более важно напомнить, что мы обязаны Стоуну отлично снятыми, нелицеприятными фильмами о войне. О вьетнамской войне, которую прошёл Стоун. ...
Когда современный заказчик, говорит, что ему нравится стиль Art Deco, и он страстно хочет видеть интерьер своей квартиры именно в этом стиле, что это веяние моды? Или желание роскоши? Последнее время Art Deco активно обсуждается не только в пространстве ...
Я рискнула. И мне помогли рискнуть. Эйчар из той компании, где все так мило и комфортно, позвонила, а я уже понимала, что надо либо отфутболивать, либо соглашаться, сегодня последний день был для принятия решения, у оффера истекал срок. Из хорошего. У них офис в центре и три минуты от ...
Ёлочка и снег... © NickFW.ru — 24.01.2022г. Вот такой вот комментарий я сейчас оставил, под постом Марины iglokott : Плюс шесть, и слёзы на кустах, из Швеции привет сейчас ...
Поглядел первую серию... В принципе, я, наверное, фанат краснолюдов этого цикла. Помню, как читал два толстых бука со всеми внутри романами долгими вечерами при свете настольной лампы (это сколько же лет назад было? двенадцать?). Сапковски, конечно, часто впадает в графоманство, и ...