ОТ ЛОЖНЫХ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НАДО ИЗБАВЛЯТЬСЯ (Продолжение №10)

топ 100 блогов Сообщество "Философия"22.05.2011

Обязаны ли мы своим разумным существованием слову?

Многие из нас убеждены:  слова - это и есть сам способ существования наших мыслей.

От этого заблуждения нам следует  избавиться, ибо заблуждения дают нам о себе знать в виде беды, или трагедии.

Нет сомнения в том, что слова принимают  участие в таинстве сотворения мыслей.

Но, какое участие?!

Мы приписываем словам такие функции, которых у них нет и не догадываемся об истинном их предназначении.

Надеюсь, этот разговор станет настоящим откровением даже для тех, кто зарабатывает свой хлеб мастерским владением слова.

Я имею в виду не только писателей и журналистов, но и  священнослужителей, политиков, педагогов, шоуменов...

Этот разговор необходим, чтобы общество выработало иммунитет против такой распространённой и очень опасной болезни, как словоблудие.

Нам предстоит рассмотреть четыре типичных случая в которых роль слова удивительным образом преображается, в зависимости от того по какому сценарию (по какой формуле) происходит рождение мысли.

 

Было время, когда наши дикие предки издавали звуки эмоционально окрашенные.

Они рычали, визжали, мычали, шипели...

Кто же их надоумил заговорить словами?
Откуда появилось первое СЛОВО, второе, третье и т.д.?

Кто впервые употребил слово,  тот и был первым на нашей планете гомо сапиенсом.
Ему надо бы памятник поставить.
А был ли вообще такой субъект?!

Если его не было, то какими причинами, естественными (?) или сверхъестественными (?), можно объяснить происхождение слов?

Можно ли мыслить без слов?

Мыслят ли бессловесные твари?

Если высокоразвитые социальные животные  мыслят, то чем их мышление отличается от нашего?

По мере изложения этого материала, мы придём к ответам на все прозвучавшие здесь вопросы.

А теперь перейдём к рассмотрению первого типичного случая , в котором роль слова в сотворении мыслей окажется для нас неожиданной.

 

Зачем нам нужны слова?

Мне ещё ни разу не приходилось услышать правильный ответ.

Обычно отвечают так: мол, слова нужны, чтобы люди могли обмениваться информацией.

Что же тут неправильного?!

Давайте кое-что уточним...

Каким образом слову удаётся переносить на себе информацию от одного человека к другому?

 

В радиотехнике перенос информации из одного места в другое происходит с помощью фиксированной частоты (Fн), на которой работает радиопередатчик.

 называют "несущей" частотой потому, что она несёт на себе полезный сигнал (fс), как конь несёт на себе всадника.

Загрузка "всадника" (fс) на "коня" (Fн) осуществляется в передатчике, благодаря процессу именуемому "модуляцией" .

(Fн + fс) - это радиоволна, которую передатчик излучает в эфир.
Радиоприемник отлавливает радиоволну (Fн + fс) и с помощью демодуляции снимает с "коня"
(Fн)  "седока" -  (fс), а последний оказывается звучащим из динамика человеческим голосом...

"У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.."
 

Напрашивается аналогия...
Когда люди непосредственно общаются друг с другом, то оратор - это своего рода передатчик, а тот кто его слушает - приёмник.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

Слова срываются с уст говорящего, унося на себе какую-то информацию.

Вот  только непонятно: где информация прячется в слове, во время его перелёта от уст говорящего до ушей слушающего?

 

Мой оппонент (блоггер Анатолий Сальников) отреагировал на этот вопрос так:" Информация прячется в звуках, которые вызывают определённые электрические сигналы. Дальше бином Ньютона. Задача на сочетание и размещение. Вариантов в мозгах, практически, бесчисленное множество. Могу и дальше продолжить. но не стоит...".

Как говориться, слава Богу, что оппонент  вовремя остановился и не стал развивать эту тему в ложном направлении...

 

А как быть с печатным словом?

Книжное слово воздействует на нас беззвучно.

В этом случае объяснение, что " Информация прячется в звуках, которые вызывают определённые электрические сигналы..."  ничего не объясняет .

И ещё...

 

Я могу внимательно вслушиваться в речь иноземца и не догадываться о чем он говорит.

Слова есть! Я их слышу! А для меня смысла в них нет.

Рядом со мной стоит человек, который в этих же самых фразах находит смысл.
Но ведь мы оба слышим одни и те же слова!
Что за чудеса?!

Если слова являются транспортным средством для передачи информации от человека к человеку, то почему одному человеку слова приносят весть, а другому отказывают в доступе к информации?

Размышляя о роли слов в таинстве мыслеобразования, постоянно натыкаешься на непонятки.

Непонятно: где в печатном, в устном слове прячется информация.

Если её нет в словах, то в них не должно быть смысла и тогда непонятно: зачем нам вообще нужны слова.

Здесь есть какой-то секрет и мы  должны его разгадать

 

Где информация спрятана в слове?

Слова мы слышим, произносим, пишем, видим...

Вот с уст говорящего слетели слова:

"И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом".

 

Слово «КОТ» состоит из трех букв, - "К", "О" и "Т"
Ни в одной из этих букв мы не найдем ничего такого, что намекало бы нам на некую  связь, например,  буквы  "К" с животным.
Мы вправе по этому поводу записать:  кошачьего смысла в букве К = 0.
И  в букве "О" этого смысла не больше (О = 0).
И в оценке буквы "Т" мы получим тот же результат (Т = 0).  
Слово, состоящее из букв лишённых смысловой нагрузки, не должно содержать в себе полезной информации. 
Но стоит нам услышать (или прочитать) слово "КОТ", и в нашем воображении возникнет образ известного всем живого существа.

 

А, если эти же буквы переставить местами?!
КОТ - животное.
ТОК - электрический или тетеревиный, в зависимости от контекста. 
КТО - вопросительное слово.
ОТК - аббревиатура  ("отдел технического контроля"), часто используемая нами в разговорной речи, как самостоятельное слово.
ТКО - в таком сочетании эти же самые три буквы ничего  не могут нам сообщить, в этом слове нет СМЫСЛА.
В каждой отдельно взятой букве смысла нет!
А в словах, состоящих из этих тех же самых букв, смысл то появляется, то вдруг существенно изменяется (при перестановке букв местами), а то и вовсе исчезает.

И ещё одна непонятка...

 

Как слова превращаются в мысль?

Писатель Лев Успенский в своей замечательной книге "Слово о словах" упомянул один эпизод из жизни Максима Горького.
Как-то Горький  взялся обучить грамоте одного своего старшего приятеля, которого звали Изот. 
"Изот жадно допытывался у своего учителя: объясни ты мне, брат, как же это выходит все-таки? Глядит человек на эти черточки, а они складываются в слова, и я знаю их - слова живые, наши! Как я это знаю? Никто мне их не шепчет. Ежели бы это картинки были, ну, тогда понятно. А здесь как будто самые мысли напечатаны, - как это?".
"Что я мог ответить ему?" - с виноватым огорчением пишет Горький.

И если бы вы сами попробовали поразмыслить  над Изотовым вопросом, вы убедились бы, что ответ на него дать вовсе не легко".
И даже сегодня, используя почти безграничные возможности Интернета, мы вряд ли найдем ясный ответ на вопрос, который любознательный Изот задал великому пролетарскому писателю:"А здесь (в словах) как будто самые мысли напечатаны, - как это?".

 

И вот сегодня для нас настал момент истины...

 

Слова участвуют в сотворении мысли, но они не являются переносчиками информации, ибо у них иное предназначение.

В моих более ранних публикациях мы уже выяснили: мысль может существовать только в триединстве (О - А - С),  где...

О - чувственный образ, в нашем правом полушарии мозга (ППМ)

С - слово, которым владеет левое полушарие мозга  (ЛПМ).

А - ассоциативная связь слова со своим чувственным образом.

Мысль живёт ровно столько, сколько длиться ассоциативная связь.

Нет ассоциативной связи в отношениях двух полушарий коры головного мозга, правого и левого, и мыслей нет.

 

Чувственными образами (О) мозг снабжает окружающий  внешний мир; в суммированном виде чувственно-образные представления  - это наше мироощущение.

Происхождение ОБРАЗОВ нам понятно.

Что касается СЛОВ, то гомо сапиенс со словарем в голове не рождается.

Человек может прожить долгую жизнь, не придумав ни одного нового слова.

Ему вполне достаточно того словарного запаса, которым его снабжает социум (S).

N→ (О - А - С)S        (1)

Формула (1) - это гносеологическая формула благодаря которой наш мозг функционирует, как мыслящая материя, как СОЗНАНИЕ.

N - это внешний  мир, творец нашего мироощущения..

S - общество, которое словом воздействует на ЛПМ человека.

N→ (ППМ - МТ - ЛПМ)S

МТ - мозолистое тело мозга обеспечивающее ассоциативное взаимодействие двух полушарий коры головного мозга.

 

Оратор произносит речь...

N→ (ППМ - МТ - ЛПМ)оратор          

А, что происходит дальше?

Наше ЛПМ воспринимает слова говорящего

N→ (ППМ - МТ - СЛОВА)оратор

На слово "кот" моё ППМ ассоциативно откликается созданием чувственного ОБРАЗА животного.

N→ (Образ А КОТ)оратор

То, что заключено в скобках, - это и есть МЫСЛЬ, в виде трёх мыслеобразующих элементов (ОБРАЗ + АССОЦИАЦИЯ + СЛОВО).

 

Слова оратора не переносят на себе информацию, они находят её в нашей голове.

Слова оратора - это всего лишь код доступа к информации, которая хранится в ППМ человека в виде чувственных образов.

Переставляя местами буквы, мы создаём новый код и получаем доступ к другому чувственному образу.

N→ (ПОТОК ЭЛЕКТРОНОВ А ТОК)оратор

Случается и такое: наше ППМ не откликается на  какое-то слово.

N→ (ЛПМ МТ ТКО)оратор

У звукосочетания "ТКО" нет своего чувственного ОБРАЗА в ППМ, а это значит, что в таком слове нет информации, нет смысла.

 

Слово выполняет функцию аналогичную той, что и у телефонного номера.

Набирая номер телефона, мы выходим на связь с нужным нам абонентом.

Стоит нам переставить местами цифры телефонного номера, и мы выйдем на связь с другим человеком.

А иногда робот сообщает: абонента по данному номеру не существует.

С аналогичной ситуацией мы сталкиваемся, когда делаем перестановку букв в слове...  

 

Можно воспользоваться и другой аналогией.
Слово выполняет ту же функцию, что и "URL" - уникальный адрес документа в Интернете.
С помощью "URL" мы находим во Всемирной паутине именно ту информацию, которая нам необходима.
Случается, мы активизируем ссылку и получаем отказ в доступе к информации.

Когда ППМ реагирует на слово созданием чувственного ОБРАЗА, у слова появляется смысл, оно оказывается информативным.

Когда ППМ не реагирует на слово, - смысла в этом слове нет.

Именно по этой причине мы можем слушать речь иностранца и не понимать о чём идёт речь. А рядом стоящий человек всё понял.

Как же люди обмениваются мыслями?
Своеобразно...
Была такая почтовая услуга: человек, проживающий в городе "А", мог отправить в город "В" поздравительную открытку по случаю праздника, или юбилея.

В ближайшем почтовом отделении человек заполнял бланк телеграммы с указанием КОДА выбранной открытки. В почтовом отделении города "В" имелась коллекция открыток.  Работник почты находил по указанному в телеграмме КОДУ нужную открытку, а почтальон  доставлял её адресату.
В этой почтовой услуге и в том, как люди обмениваются мыслями, заложен один и тот же принцип передачи информации.

 

Господин "А"  хотел бы отправить господину "В"  свои  чувственно-образные представления (открытки) о каком-то реальном событии.

ППМ господина "А" прокручивает событие, как клип, состоящий из чувственно-образных картинок, а ЛПМ озвучивает каждый кадр клипа словами, т.е. создаёт каждой "открытке" свой словесный код. Эти слова, достигают ушей господина "В".

Реальное событие→ (Образы-воспоминания Ассоциация Слова ) озвученные слова          (1а)

У господина "В", благодаря жизненному опыту, в ППМ уже имеется огромная коллекция одухотворённых файлов (открыток).

Слова имеют доступ к этой коллекции. ППМ господина "В" откликается на слова созданием тех самых чувственно-образных представлений, которые ему передаёт господин "А".

(Образы Ассоциация Слова ) речь господина "А".         (1б)

Передача мыслей от одного человека к другому произошла согласно гносеологически формулам (1а) и (1б).    

 

У людей есть возможность обмениваться мыслям благодаря тому, что...

Во-первых, архив "открыток" у всех людей примерно одинаковый, ибо чувственно-образные представления создаются окружающим нас внешним миром (N), а он у нас один на всех.

Во-вторых, соотечественники в течение многих веков вырабатывают общий словесный код, который позволяет им целенаправленно оживлять (активизировать) находящиеся в их ППМ чувственно-образные представления.

 

Взаимопонимание между людьми достигается благодаря тому, что внешний Мир у нас один на всех.    

У поэта, созерцающего природное явление, возникает острое желание поведать людям о своем особом мироощущении.
ЛПМ поэта охотно откликается словами на увиденное.

Рука поэта тянется к перу, перо - к бумаге...
"Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницей ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей..."


Только потому, что природа уже успела создать и у других людей (в их ППМ) аналогичные одухотворенные файлы осени, каждое слово  поэта находит в нашем воображении отклик, в виде соответствующих чувственно-образного представлений. Благодаря этому отклику, мысли Александра Сергеевича Пушкина становятся нашими мыслями. Подлинный автор осени - сама природа. Это она создала у людей одинаковые чувственные образы осени, и помогла поэту найти соответствующие слова в его ЛПМ. Стихотворение "Осень" создавалось матушкой-природой и человеком. Однако социум восхваляет поэта, а роль природы в таинстве мыслеобразования считает чем-то само собой разумеющимся, не заслуживающим особого внимания.
 

В голове жителя экваториальной Африки (который снега не видел, для которого лето длиться круглый год), при чтении строки

"Дохнул осенний хлад - дорога промерзает",

возникнут не такие яркие, как у россиянина, ассоциации. Вроде бы, слова те же, а информационная ценность слов другая.

А все потому, что в словах нет никакой полезной информации до тех пор, пока правое полушарие мозга не откликнется на слова созданием картинки.

Вот мы и нашли  ответ на вопрос Изота: "Ежели бы это картинки были, ну, тогда понятно..."

 

О взаимодействии образа и слова...
Мы можем представить, что кто-то удалил из памяти левого полушария мозга человека весь его словарный багаж.

В тот же миг взрослый человек  превратиться (в интеллектуальном  отношении) в малое дитё, в животное.

Младенец воспринимает слова только, как звуки, в которых для него нет смысла

Пока младенец не воспринимает смысла слов, он находится вне сферы социальной жизни.

 

Когда б было возможно  постепенно удалять одухотворенные файлы (образы) из головы взрослого человека, то в конце-концов, весь банк полезной информации, хранящийся в ППМ субъекта, был бы сжат до объёма, которым владеет новорожденный человечек.

В этом случае слова потеряли бы свой смысл.

Слова без ассоциативной связи с чувственными  образам, - это уже не слова, а просто звуки.

 

Итак...

Заблуждаются те люди, которые убеждены: мол,  слова - это и есть сам способ существования наших мыслей.

Слово не может быть мыслью по той причине, что слово - всего лишь один мыслеобразующий элемент, в то время как  МЫСЛЬ может существовать только при одновременном (!) появлении в нашей голове трёх мыслеобразующих элементов (О - А - С).

В этой троице СЛОВО, хотя и очень важный элемент мысли, но не самодостаточный, чтобы человек мог мыслить только словами.

Далее...

Заблуждаются те из нас, кто думает: мол, слова переносят на себе информацию, как конь несёт всадника.

СЛОВО - это только код доступа к информации, которая у каждого человека хранится в его ППМ в виде одухотворённых файлов, - чувственных образов.

Обмен информацией в мире людей происходит благодаря МЫСЛЯМ, в сотворении которых принимают участие не только СЛОВА

Информацией обладает не СЛОВО, а другой мыслеобразующий элемент - ОБРАЗ.

 

Мои гносеологические формулы могут объяснить, многое а это значит, что у этого разговора будет ПРОДОЛЖЕНИЕ ...

Мы рассмотрели всего лишь одну функциональную особенность СЛОВ, а нам предстоит рассмотреть ещё три.

Нас ждут новые неожиданные открытия в познании самих себя.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Знакомитесь, это Гендальф верхом на орле. Зависает Гендальф в аэропорту Веллингтона в Новой Зеландии. Рекламные скульптуры фиьлма Хоббит, весят без малого ...
...
В Новополоцке задержали капитана милиции Егора Емельянова, который публично подал в отставку из-за действий силовиков на протестных акциях. Об этом рассказала его жена Марина. Посмотреть эту публикацию в Instagram ...
Так получилось, что в двух совершенно разных диалогах - у меня в журнале и в моем посте в этом сообществе - у меня выкристаллизовался один и тот же аргумент. Диалог в сообществе я приведу тут: kira_holiday И еще... кстати, не уверена, что поступаю правильно, ...
То, что день рождения совпал с китайским НГ, прошу считать хорошей приметой. Год был удивительный, но как-то вне времени и пространства. Буквально вчера была весна, потом Чехия. А вот осень была давным-давно. Очень любопытно, что дальше. Так что, ...