От лидерализации к либерализации

Очередная доза этого довольно сильного, но необходимого для развития страны лекарства впрыскивается на наших глазах. И то, что делается это после Болотных и Манежных вовсе не означает, что вследствие того. Пробовал сам для себя доказать обратное. Не получается.
В голосовании за Координационный совет участвовало почти в тысячу раз меньше людей, чем проголосовало за Путина на мартовских выборах. Кто-нибудь может поверить, что для Путина мнение нескольких десятков или даже сотен тысяч конфронтационно настроенных к нему людей важнее, чем мнение миллионов его избирателей, в большинстве своем совсем не либералов. Я лично не верю.
Мне кажется, у Путина тут своя логика.
Он, видимо, очень хорошо усвоил уроки новейшей российской истории, уроки своих предшественников. Поэтому лишены оснований сопоставления Путина с Брежневым на том случайном обстоятельстве, что и Путину предстоит провести на вершине власти как минимум 18 лет. Но если Брежнев шел от коллективного руководства к руководству утрированно персонифицированному, то Путин идет ровно в обратную сторону.
Сначала он сконцентрировал власть для решения задач, которые перед собой поставил. Оставим в стороне вопрос, насколько верным был такой шаг, но нельзя не отдать должное его готовности взвалить на себя колоссальную ответственность. Сегодня он начал эту ответственность перераспределять, делегируя все больше полномочий государственным и политическим институтам, а также гражданам. Это и есть настоящая, а не митинговая либерализация. Она очевидно продиктована не идеологической эволюцией Путина, а его прагматической переоценкой задач, которые он поставил перед собой в начале своего третьего президентства. Но либеральные тенденции не перестают от этого быть чем-то другим.
И самым верным признаком смены вех является смена команды, обеспечивающей политическую активность президента.
Задачей прежней команды было установление управляемости системы. Они с этим справились. Но слишком часто используя для этого манипулятивные методы, в какой-то момент уверилась в их универсальности. А отсюда недалеко и до соблазна применять такие методы и в отношениях с собственным шефом, а не только с подшефными структурами и лицами.
И опасность для Путина этого последнего обстоятельства, и усложнение политической реальности выбили почву из под ног манипуляторов. Их методы в новых условиях просто перестают работать.
Одно дело – устраивать разводки между четырьмя (ну или семью) партиями, и совсем другое – настроить работу системы, состоящей из сотни элементов. Одно дело – выстраивать закулисные схемы при назначении губернаторов, а совсем другое – пропускать кандидатов в главы регионов через всенародное голосование. Одно дело – строить в шеренги депутатов, и без того скованных партийной дисциплиной и мыслями о месте в будущем партсписке, и совсем другое – выстраивать рабочие отношения с депутатами-межоритарниками, к возвращению которых в Думу идет дело.
Иными словами сам приход новой команды говорит о том, что политическая либерализация стала сейчас для Путина насущной потребностью.
Тогда как в первые годы своего правления насущной потребностью он считал закручивание гаек. А как еще назвать реформу Совета Федерации, из которого были удалены постоянно фрондирующие регионалы, упразднение прямых выборов губернаторов, отмену выборов в Госдуму по мажоритарным округам, резкое сокращение количества партий?
И очень странно слышать, что именно сейчас, когда по всем этим параметрам идут радикальные послабления, гайки якобы закручиваются.
Могу понять эмоции критиков Путина, и сам им часто подвержен, но не понимаю, когда люди отказываются видеть факты.
|
</> |