От «Красотки» до «Интердевочки»: как с годами менялся образ проституток в кино
b_picture — 15.07.2018 Тема падших ангелов всегда была невероятно популярной, но женщины с низкой социальной ответственностью — это необязательно меркантильные стервы или безумные нимфоманки.Так что же заставляет дам вставать на шаткую дорожку блуда и социального осуждения? В разные годы режиссеры представляли себе эти причины по-разному. Иногда они оправдывали своих героинь. Иногда нет. Но неизменно отвечали на главный вопрос добропорядочных граждан: «Зачем?»
Роковая женщина
Начнем с любимого классиками образа проститутки, в котором она предстает циничной красоткой, сиреной и мстительницей, нацеленной на подчинение и уничтожение мужчин. Как правило, хеппи-энд возможен только для дамы — соблазнительница получает деньги и безнаказанность, а влюбленный бедолага скатывается на самое социальное дно.
Первый раз этот образ был воплощен в фильме Евгения Бауэра 1914 года «Дитя большого города». Главная героиня, девушка Маня, доводит до финансового краха богатого любовника, а позже он сводит счеты с жизнью. Но Маня лишена угрызений совести, теперь у нее есть деньги, и она говорит так:
Более известный прототип классической злодейки представлен в образе певички под псевдонимом Лола Лола из фильма «Голубой ангел» (1930). Роль девушки сыграла Марлен Дитрих. Лола Лола ведет себя как мужчина: неплохо зарабатывает, пьет, курит, меняет мужчин на более молодых и пренебрегает браком. В певичку влюбляется положительный герой, профессор, а она соблазняет его и морально уничтожает.
Однако иногда классические роковые женщины получают по заслугам. Например, конец блондинки Траляля из «Последнего поворота на Бруклин» (1989) трудно назвать счастливым. А секс-бомба Малена («Малена», 2000) в исполнении невероятной Моники Белуччи стала жертвой разгневанных ревнивых жен.
Секс за деньги
В 1927 году в Германии проституция перестала быть уголовно наказуемым деянием, а потому следом вышло сразу два фильма австрийского режиссера Георга Вильгельма Пабста, в которых девушки добивались финансовой независимости древнейшим, но крайне эффективным способом.
Луиза Брукс, сыгравшая проститутку в фильме «Ящик Пандоры» (1929), послужила ярким примером свободной женщины эпохи джаза, а ее прическа стала культовой и долгое время считалась эталоном женского стиля.
Еще одним идолом поколения стал образ Греты Гарбо из «Безрадостного переулка» (1925) — это побитая жизнью обаятельная красотка в шубе до щиколоток и с мешками под бездонными глазами.
Продолжает тему меркантильных отношений гламурная Холли Голайтли (Одри Хепберн) в фильме «Завтрак у Тиффани». Хрупкая красотка в маленьком черном платье, ожерелье из жемчуга и огромных темных очках берет с мужчин по 50 долларов за поход в дамскую комнату и еще 50 долларов за вызов такси (по нынешним деньгам где-то 800 долларов). В одноименной книге Холли поясняет свое поведение следующим образом:
Увы, полюбившийся миллионами девушек образ Холли Голайтли является ярчайшим примером постельной карьеристки, которая продает себя так же, как и остальные члены капиталистического общества, и отличается лишь яркой внешностью.
Еще один канонический пример — Джулия Робертс в фильме «Красотка». Главная героиня получилась до того милой и обаятельной, что убедила весь мир в том, что профессия проститутки не так плоха.
Кстати, британский классик киноэксцентрики Кен Расселл был до того взбешен романтизацией образа женщин легкого поведения в этом фильме, что сразу же после просмотра «Красотки» снял фильм «Шлюха» — с кислотными цветами и откровенными монологами.
Ну и закончим тему секса ради денег ролью Саши Грей в фильме «Девушка по вызову» (2009). Бывшая порнозвезда сыграла эскорт-герл высшей категории по имени Челси. Фишка в том, что главная героиня торгует не столько своим телом (хотя им, разумеется, тоже), сколько своей душой. У клиентов появляется ощущение, что они проводят вечер с внимательной и чуткой подругой жизни. Посыл фильма прост до жути — в эпоху капитализма можно купить все, даже душевную близость.
Добропорядочные проститутки
Еще один популярный образ — несчастная жертва системы, своеобразная Мария Магдалина с золотым сердцем, святая грешница, оказавшаяся во власти обстоятельств.
Ярким представителем жанра стала хрупкая проститутка из Рима Кабирия Чеккарелли, обманутая, но неунывающая, из фильма «Ночи Кабирии» (1957). Это та самая дама с золотым сердцем, раскаивающаяся за все свои деяния.
Также образ добропорядочной проститутки можно увидеть в фильме Ларса фон Триера «Рассекая волны», где набожная Бесс надевает красные виниловые шорты по приказу парализованного мужа. Режиссер достаточно жестоко использует «искупительную жертву», превращая самопожертвование в добровольное падение. Более того, праведной проститутке пришлось заплатить за свои деяния.
В духе авантюризма
Не все проститутки меркантильны, некоторым просто нравится это занятие. Например, в фильме «Дневная красавица» (1966) замужняя светская дама Северина (в исполнении сексапильной Катрин Денев) по вечерам расхаживает в платьях от Saint Laurent и участвует в приемах. А вот днем, когда ее муж на работе, работает в борделе, где утоляет свои извращенные фантазии.
Еще один фильм, заслуживающий внимания, «Жанна Дильман, набережная Коммерции, 23, Брюссель 1080» (1975). В нем вдова-домохозяйка постоянно моет посуду, готовит и ведет быт. Но при этом она занимается сексом за деньги, а еще закалывает клиента ножницами после оргазма.
Дети улиц
В 70-х годах Голливуд выпустил фильмы «Таксист» и «Прелестное дитя», где по панели вышагивали 14-летние девочки в топиках и коротких шортах. Здесь появляется еще один вечный архетип — растоптанная добродетель. Дети улиц, не имеющие другого способа вырваться в жизнь. И их, конечно, ждет печальный финал.
Образ поколения
Хорошие девочки попадают в рай, а плохие — куда захотят. И действительно, почему бы женщине самой не построить свою судьбу любым доступным способом?
Тема прекрасно обыграна в известном фильме 1989 года «Интердевочка», где девушка легкого поведения Таня Зайцева (Елена Яковлева) пытается вырваться из холодного и голодного СССР, знакомясь с иностранцами в качестве валютной проститутки. Лента вызвала настоящий фурор, а судьба Тани Зайцевой печально совпала с судьбой целой страны.
Смотрите также: Топ-10 актрис, сыгравших женщин легкого поведения
источник
Понравилось? Жми лайк!