
От государства валить или от социума?


Полагаю, что ряд последних публикаций в сообществе насчёт того, кто кого должен прогнать :), а также резонансе в народных массах результатов этой дискуссии, не может не навести на размышления о том, в государстве ли только корень проблем, приводящих к ответу на вопрос "пора_валить?".
Помочь прояснить этот ответ могут помочь сравнительно свежие данные Левада-центра, найденные мной вот здесь.
Выводы, делаемые автором статьи, весьма неоптимистичны для тех, кто не хочет жить в стране, продолжающей идти по пути СССР:
Российское общество, что бы с ним ни делали все последние два десятилетия, было и остается во многом обществом патерналистским и с доминирующей левой идеологией. Порой кажется, что в силу неуклонной деградации системы образования и вообще всякого просветительства, тотального упадка знаний все больше сегментов этого общества погружаются в воинствующее невежество, а то и средневековое мракобесие.
Мотивирует он это статистикой:
"Возвращение в УК статьи «Клевета» поддерживают 58% против 20% (все данные – Левада-центра), ужесточение регулирования интернета – 62% против 16%, обязанность НКО регистрироваться как «агенты» – 45% против 18%. При том, что примерно треть, как обычно, вообще не понимают, о чем, собственно, идет речь. Да и не собираются утруждать себя пониманием.
....
Наконец, Pussy Riot. Это чтобы те, кто из уличной оппозиции, окончательно поняли, на каком они свете. Самая большая часть населения – почти половина – считает суд над ними справедливым. Никакой новой дискредитации правосудия подавляющая часть общества тут не увидела. Эка невидаль! Суд в России – он такой, какой есть. ... Лишь менее 20% усматривают в деле политический заказ, лишь 8% – заказ лично Путина. Точка зрения насчет «возмущенной православной общественности» является в обществе явно доминирующей. И не только потому, что так «говорят в программе «Время». А и потому, что любое молитвенное стояние, явление мощей, пояса Богородицы, крестные ходы и прочая, прочая, прочая собирают в десятки и даже сотни раз больше людей, чем акции в поддержку прав и свобод. Вглядитесь в эти лица. Это то самое моральное большинство, на которое опирается и от имени которого почти безбоязненно (почти!) резвится власть."
Столичной образованной и либерально настроенной публике не стоит преувеличивать значение в воздействии на это общество ее собственных интернет-постов и «перепостов», как и написанных блестящим языком гневных филиппик против «кровавого режима». Большая (вот тут ударение точно на первом слоге) часть страны их не читает или не приемлет. И вовсе не только потому, что она, бедная-несчастная, не имеет доступа к «прогрессивному» Facebook, вообще интернету, а получает информацию лишь из программы «Время», передач Андрея Малахова или Аркадия Мамонтова, из слезливых телесериалов и предсказаний знахарей и ворожей, прикидывающихся «лидерами общественного мнения». А и потому, что она – просто такая есть. По образу жизни, в иных местах не меняющемуся десятилетиями, вне зависимости от того, кто временно сидит у власти в Кремле. По сути и по экономическому укладу тоже, который во многих местах, как ни назови собственность – частной, колхозной или государственной, все остается недалеко ушедшим от описанного еще Марксом азиатского способа производства. Где местный сатрап – он тебе и все ветви власти вместе взятые (которые у нас, кажется, никогда не разлепятся), и верховный распорядитель всем и вся, кроме разве что вечно жалкого и убогого, как у кочевников-временщиков, домашнего скарба своих поданных. Которые, в свою очередь, словно навечно застыли на переходе от привычного патриархального рабства к порочно-желанной, смутно угадываемой, но все никак не достижимой анархии. Которая не есть свобода, а есть – воля. Застыли как бы в вечном историческом недоумении, словно их Моисей, выманив из обжитой и худо-бедно обустроенной и привычной тюремной клетки посулами далекого сказочного счастья-халявы, обернулся внезапно Сусаниным, да и бессердечно кинул в последний момент. Мол, дальше вы уж как-нибудь сами. Но как, как сами, что ж ты нас, подлец, не предупредил раньше-то?!
Или вот сколько было источено публицистических перьев на критике последней серии законов от ЕР в духе политики закручивания гаек. О митингах, о клевете, иностранных агентах и пр. А народу-то – по большей части нравится.
Тонны бумаги и гигабайты информационных сайтов уже истрачены на живописание «двух Россий». Одной – образованной, живущей в сети, жаждущей прогресса, свобод, построения Европы на одной седьмой (уже не шестой, слава богу) части суши. И другой – аудитории телевидения, привычной и взывающей к твердой государственной руке, к предсказуемости за счет предприимчивости. Которая – зачем она нам…
Нет никаких двух Россий. Есть одна. Огромная страна, где перемены измеряются не годами – десятилетиями. Где пределы терпения и инерции – неведомы многим другим народам. Где предел мечтаний о счастье – это чтоб не было войны.
Где мерилом работы считается усталость, а не заработанный, накапливаемый копеечка к копеечке, от поколения к поколению достаток, – все эти вещи, называемые чуждым нам словом «инвестиции». Какие инвестиции, если завтра набеги кочевников, экспроприаторов-коллективизаторов или чиновников могут все забрать? Это не дурной инвестиционный климат, не упрощайте. Это уже давно в генах.
То, что с преувеличенной претензией называют «другой Россией», есть лишь тонкая прослойка, не более 10% населения. Они же – максимально возможный, да и то, если договориться с коллективным Чуровым, электоральный результат любой либеральной партии, не замаскированной под красных партизан-популистов, якобы борющихся с оккупационным режимом. Эти 10% соскрести с тела большой страны – что раз плюнуть. Уж сколько раз соскребали, особенно за прошедший ХХ век. А народ, он соскрести еще и поможет. Даже если потом сдуру и взбунтуется – а бунт ведь не революция, то все равно поможет. Только ему пока Путин не велит."
Так что я бы не рекомендовал желающим обольщаться тем, что жизнь в России может перемениться в лучшую сторону со сменой власти. Если последнее действительно возможно в принципе и в обозримые сроки, то общественные стереотипы, мораль и привычки меняются на протяжении десятилетий, если не дольше. Так что, может, внуки остающихся этого и дождутся, но зачем ради ожидания портить свою жизнь и своих детей?
|
</> |