От чувств к понятиям. О роли чувств в процессе мышления

топ 100 блогов Сообщество "СМЫСЛ" — 30.10.2011

 Информация об окружающем мире хранится в нашем подсознании. Мы смотрим на предмет и думаем о чем-то своем, а наше подсознание в этот момент "закачивает" в себя информацию об этом предмете. Естественно, не любая информация может проникнуть из подсознания в сознание, так как сознание имеет ограниченный во времени и пространстве формат. Сознание состоит из двух слоев: внутренний, "тонкий" слой (чувства и образы) и внешний, "грубый" слой (представления и понятия). Оба слоя сознания тесно взаимосвязаны, между ними идет постоянный обмен. И если истощается один слой, страдает и другой.

 

Сознание извлекает информацию из подсознания в виде чувства или ощущения. В этот момент человек ощущает что-то, испытывает какую-то эмоцию (солнце – тепло, хорошо, радость; радуга – удивление, интересно, весело, радость). Существуют так называемые "чувствительные" или "тонко чувствующие" натуры – это люди, у которых сознание взаимодействует с подсознанием в интенсивном режиме. Людей, у которых такое взаимодействие заторможено, называют "холодными", "черствыми", "бесчувственными". Мы можем вступить в контакт с любым объектом – достаточно посмотреть на него, и подсознание автоматически начнет "качать" информацию о нем. Извлечь эту информацию можно будет в виде чувства – процесс познания начинается именно с него. Чувство – это та же информация, но имеющая высокую плотность. 

 

В сознании ощущение начинает трансформироваться в образ – сознание "обрабатывает файл", вычленяет из него какую-то информацию и создает образ. Сознание можно представить в виде мясорубки: информация из подсознания – это цельный кусок мяса, мясо, пропущенное через решетку с крупными отверстиями – это чувства и образы (первый ярус сознания), а мясо, пропущенное через решетку с мелкими отверстиями – это представления и понятия (второй ярус сознания). В процессе прохождения информации по этой цепочке меняется ее плотность. В системе чувств и ощущений плотность информации максимальная, в понятийной системе – минимальная (информация сильно разрежена). Чувство – это спрессованная информация. Понятия и представления – это фрагменты, на которые разбивается чувство.

 

Спросите у какого-нибудь талантливого художника или поэта: как к нему приходит информация? В виде готового изображения или готовых строк? Нет. Она приходит в виде ЧУВСТВА. Творчество рождается из чувства. Если стихи слагаются сознанием – это уже не творчество.

 

Для ученого, в отличие от поэта, главное – не остановиться на этапе чувств и образов, а пойти дальше – от образного мышления к конкретному, к представлениям и понятиям. Представление – это образ, который мы можем воспроизвести в своей голове по своему желанию. Образ рождается лишь при непосредственном контакте с объектом (визуальном, например), а представление может появляться и при отсутствии объекта в поле зрения. Сознание запоминает объект и воспроизводит (представляет) его в любой нужный момент. С этого и начинается процесс мышления. Теперь человек может сопоставлять разные объекты и явления, сравнивать их, выделять общее и различное, произвольно воссоздавая их в воображении. Когда первобытному человеку на голову упало яблоко, он ограничился негодованием и досадой – то есть чувствами. Когда же яблоко упало на голову английскому физику Исааку Ньютону, он пошел дальше, преобразовал чувства в представления и понятия, и сформулировал закон всемирного тяготения. Кстати говоря, это прекрасный пример того, как можно направить эмоциональную реакцию в созидательное русло. Вас вывел из себя сосед? Не кипятитесь – изучайте это явление и делайте открытия.  

 

Подчеркну, что любое познание начинается с чувства, а, следовательно, развитие мышления следует начинать с развития чувственности. Ограничивая свою чувственность, человек сужает возможности своего взаимодействия с окружающим миром. Ни одна здоровая мысль не может родиться без чувства. И если развитие мышления опережает развитие чувственности, у человека могут начаться проблемы с психикой. Подсознание – это корни растения, и если связь с корнями нарушается, перекрывается канал поступления питательных веществ, то растение засыхает: сначала увядают и опадают цветки и листья (представления и понятия), а затем пересыхает и ствол (чувства). Вот почему так важно уметь чувствовать, с детства развивать способность к чувствованию.

 

Как работает сознание младенца:

чувство, ощущение образ

 

Как работает сознание человека в процессе познания:

чувство, ощущение образ представление понятие (выражено в слове)

 

Как работает сознание человека в процессе творчества:

чувство, ощущение образ представление произведение искусства (художественное, поэтическое, музыкальное произведение)

 

Таким образом, основную информацию об окружающем мире мы получаем не в виде готовых представлений и понятий, а в виде чувств. А как же процесс обучения, при котором наше сознание набивают энциклопедическими сведениями? Современная система образования не учит познанию – она лишь пичкает знаниями, большая часть из которых будет забыта сразу после окончания школы. Развивать систему представлений и понятий (грубый слой сознания), не развивая при этом систему чувств – преступление. Давать школьникам учебники и тесты, лишая их живого взаимодействия с объектами изучения – это все равно, что ухаживать за листьями и при этом пилить ствол. Субкультура эмо возникла в Америке именно благодаря такому прагматичному подходу к обучению – как попытка подростков сбалансироваться. Гармоничное взаимодействие с окружающим миром невозможно без развития способности чувствовать его.

 

"Мясорубку" сознания может "заклинить" в любой момент, и процесс переработки информации может остановиться на этапе чувств, образов или представлений. Если какое-то из звеньев этой цепочки будет пропущено, взаимодействие с действительностью будет нарушено, сознание замкнется на себе, и мышление будет неадекватным. Так, например, нельзя строить демократическое общество, не имея представления о таком обществе и не вникая в суть самого понятия "демократия". Так же нельзя строить коммунизм, не имея в голове представления, картины коммунизма, и способа его построения. Даже самая прекрасная идея не может быть осуществлена, если у людей нет четкого представления о том, к чему они стремятся, чего хотят. Для физического воплощения информация должна пройти через все звенья цепочки, через оба слоя сознания.

 

Наиболее тесная и сильная связь с подсознанием достигается тогда, когда внешний, грубый слой сознания незадействован, когда работают только чувства и образы. Это состояние сна, медитации или молитвы. Именно в таком состоянии человек может получать откровения. Пророки получали ценную информацию в уединении и молитве, к Менделееву идея классификации химических элементов пришла во сне, шаманы впадали в транс, чтобы общаться с духами. Почти каждому хоть раз в жизни снились пророческие сны. А некоторые способны периодически испытывать творческие озарения.

 

И все это лишь подтверждает тот факт, что сознание вторично по отношению к подсознанию. Хозяином любой ситуации является подсознание, и поведение человека на 99% определяется деятельностью подсознания, и лишь на 1% – деятельностью сознания. И в этой связи мне становится понятным утверждение о том, что преступники не появляются сами, их создает общество. А также библейская мудрость "не суди и не судим будешь". Если человек сделал вам гадость, вы спешите во всем обвинить его, но его вина составляет 1%. Все остальное – это его подсознание, которое формировалось еще тогда, когда он был в утробе матери. Разумеется, мать тоже не виновата – ведь и ее поведение определяется подсознанием. Сознание как послушный слуга лишь доводит дело до логического завершения.

 

Итак, мир дан нам в ощущениях и, не имея чувств, нельзя иметь ни представлений, ни понятий. Развитие мышления следует начинать не с изучения логики и диалектики, а с развития чувственности. Логика помогает трансформировать образы в понятия, но если не будет чувств, то и трансформировать будет нечего. В развитии чувственности может помочь уединение, пребывание на природе, просмотр красивых картин, прослушивание классической музыки, посещение красивых мест. Периодическое отстранение от всего, отключение логики может дать такие результаты, которых вы никогда не получили бы в обычном режиме работы сознания. Умные евреи придумали для этого шаббат – субботу. В субботу им не рекомендуется ни писать, ни читать, ни работать – просто бездельничать или посещать синагогу. Сознанию дают тайм-аут, сознание балансируется, приводя в порядок чувственную систему, через которую оно взаимодействует с подсознанием. В этом залог психического и умственного здоровья.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Очень любопытный обзор, подготовленный опять же нашими украинскими доброжелателями - о том, "на какие государства распадется Россия". Лично я не только посмотрел с интересом, но и даже узнал для себя много нового. Например, что будущая Астраханская республика окажется "второй в мире регион ...
А вот хуйо знает теперь... Здарова, патриоты! Вот сёдни побывал в дилершыпе УАЗа, например. Посмотрел там всё, поводил жалом. Дело в том, что меня дичайше питонит кризис среднего возраста и время от времени настроение появляется купить новую машину, чтобы потом показывать в окошко факи и ...
Украина славится своими президентами! Сначала Кучма - тормоз редкостный, затем ...
– Русских туристов можно везде узнать! В глаза сразу бросаются! Девушки на пляж в каблуках тащатся, в жару при полном макияже, и чуть ли не в вечерних платьях на экскурсии едут! Прям стыдно за «своих»! – завела разговор об отдыхе какая-то девушка на одном мероприятии, которое я недавно ...
Поскольку нас, очевидно, ожидает будущее в условиях автаркии (хотя бы частичной), аскетизма и многолетнего противостояния Западу, уместно напомнить про мой текст 2014 года, посвященный идеологии «старопатриотизма» (в пику более современной «национал-демократии»). Он был написан в близкой ...