От чего отказался Путин
gull_25 — 24.02.2023 Теги: ПутинМногие думают, что главное отличие Болонской системы – это когда есть всякие там бакалавры, которые учатся 4 года, вместо 5, как было принято в Советском Союзе. На самом деле, это вовсе не так. Бакалавриат и 4-летнее обучение, а также все эти 100-бальные системы оценок и прочее – не являются отличительными особенностями "Болонки".
В чем главный вред Болонской системы
Эта система названа в честь Болонского университета в итальянском городе Болонья. Именно в этом университете в 1999 году министры образования из 29 стран Европы подписали Болонскую декларацию, к которой через 4 года присоединилась и Россия.
Необходимость такой декларации объясняется просто. Исторически в каждой стране сложились свои собственные стандарты образования, поэтому сложно сопоставить специалиста из России и Франции, потому что они учились по разному и их по разному оценивали.
Ну, самое элементарное: в вузах СССР и России были приняты оценки по 5-бальной шкале. Все эти "Отлично", "Хорошо" и "Неуд.". И теперь представьте, что человек с таким дипломом приезжает во Францию, где действует 20-бальная шкала. И вот смотрит французский работодатель на все эти "Хор." и "Неуд" в дипломе и спрашивает: «А вы вообще кто? Чему вы учились? Что знаете?»
Вот чтобы такого не происходило, страны Европы договорились,
что:
А) они приведут все свои системы высшего образования к
стандарту.
Б) будут признавать
дипломы друг друга. То есть с дипломом из России можно
будет работать во Франции, т.к. обе страны входят в Болонскую
систему.
В общем, если совсем коротко: суть Болонской системы в единых стандартах и признании дипломов друг друга.
Казалось бы, что в этом плохого? Это же наоборот замечательная идея. Да, очень замечательная, если мы хотим выстроить единое и равноправное европейское сообщество. Но на деле получается так, что Болонская система – это один из инструментов неоколониализма. Причем довольно серьезный.
1. К чему приводят единые стандарты образования?
Единый стандарт образования означает, что должны быть и более-менее одинаковые программы обучения. И если дело касается физики или математики, то оно может еще и ничего. Но вот когда речь заходит о гуманитарных науках (истории, философии, обществознанию и т.д.) – то тут уже возникают проблемы. Всё это – мировоззренческие дисциплины. Они формируют взгляды человека, его ценности. И теперь вы сами можете представить, как легко запудрить нашей молодежи голову, просто создавая нужные Европе программы обучения по той же истории, а создаются эти стандарты образования именно в Европе, а не у нас. Результаты такого образования мы сейчас видим на Украине.
Сколько у нас охов и ахов по поводу того, что в учебниках истории про Сталинград написано от силы 3 абзаца, а про высадку США во Франции – целые главы? Это и есть прямое следствие Болонской системы. Наши студенты изучают то, что изучают в целом студенты по всей Европе. А студенты в Европе изучает сами знаете какую сторону истории. Ту, где они на коне, а Россия – так, сбоку постояла.
2. К чему приводит признание дипломов друг друга?
К той самой "утечке мозгов". Болонская система в отношении России означает именно это. Вспомним 2000-е годы. В России еще отголоски 90-х, это разруха, бандитизм и т.д. Промышленность в упадке, предприятия закрываются. Какой француз и с каким диплом приедет работать в Пензу? Или в Челябинск? Такие может и были, но единицы. А вот в обратную сторону это работало прекрасно. Есть диплом из Пензы или Челябинска? Можешь переехать во Францию, Германию, Италию. Твой диплом там признают и заберут с руками и ногами, если у тебя какая-то нужная им специальность: физик-ядерщик, айтишник, авиаконструктор и т.д. Таким образом Болонская система была и остается инструментом выкачивания из России ценных кадров.
У себя там в Европе – да, она работает просто как инструмент обмена опытом. Но по отношению к России это не обмен, это именно лишение России ценных специалистов. Миграция ценных трудовых ресурсов идет в одном направлении: ИЗ России, а не В Россию. Давно известно, что во всех крутых вузах России (типа МФТИ или Томского Политеха) буквально дежурят "покупатели" из европейских стран, которые предлагают лучшим выпускникам контракты на работу в Европе.
Просто представьте, какой получается абсурд: государство тратит силы и время на обучение специалиста, а пользуются этим специалистом Франция, Германия, США. Это какое-то суррогатное материнство получается. Россию в прямом смысле используют, прикрываясь красивыми словами "стандартизации" и "признания дипломов". От Болонской системы выигрывала только Европа. К нам если кто-то и ехал, то единицы.
Ну, какой авиаконструктор поедет в Россию, если еще до недавнего времени в России практически не было гражданского авиастроения? Где бы он тут работал? Чтобы сюда приехал авиаконструктор, сначала нужны заводы. А заводы строят инженеры. А инженеров еще со студенческой поры "вербуют" и забирают специалисты из Боинга и Эйрбаса. Получается, замкнутый круг, который нужно было как-то разорвать, и вот его разрывают. С одной стороны – возрождается гражданское авиастроение (МС-21, Ил, Суперджет и др), с другой – останавливается "утечка мозгов".
И вот так – по всем направлениям промышленности. Процесс
небыстрый, но они идет. Выход из Болонской системы лишь все это
ускорит. И дело, повторюсь, не в том, что у нас отменят или не
отменят бакалавров, а в том, что наших студентов будут учить по
нашим стандартам для нашей экономики, а не для чужой.
P.S. Справедливости ради стоит заметить, что Россию и Беларусь еще
в 2022 году в рамках санкций "исключили" из Болонской системы, но
это больше походило на формальность, которая могла быть и отменена
в любой момент.
В той, проверенной советской системе высшего образования все было логично. Готовили сразу специалистов. Например, в моей специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» за пять лет обучения было 5 производственных практик общей продолжительностью 6 месяцев, мы должны были узнать все типы производства, поэтому государство оплачивало проезды и проживание на заводы Барнаула, Коврова, Н. Челнов, Тольятти. Москвы, Гатчины. Хочешь быть ученым — поступай в аспирантуру. Человек 10 из нашего потока получили дополнительное высшее, в основном экономическое образование. На новых заводах к 30 годам люди руководили цехами и отделами. Мы встречались с однокурсниками часто, поэтому знаю судьбу почти всех. Квартиры, например, к 30 годам получили почти все, а малосемейки и общежития давали всем сразу по прибытии на предприятие. Сейчас вроде бы хотят возобновить эту практику и разрабатывают программу строительства жилья для молодых специалистов при крупных предприятиях. Заводы Приморского края уже строят новые предприятия и жилье одновременно. Вот так, например, живут работники рыбоперерабатывающего предприятия, что расположено в 45 км. от Владивостока.
А вот вам результаты Болонской системы на примере моих знакомых.
* Девушка училась в ДВФУ на специальности «Экономика АТР». В Болонской системе предусмотрен обмен студентами, поэтому 3 и 4 курс она училась в Шанхайском университете. После защиты диплома в ДВФУ ее взяли на работу в краевую администрацию, в отдел международных связей. Тут начались саммиты и экономические форумы — работы много. Оказалось, что и гостей много, и не только из азиатского региона, но и с другого конца земного шара. Нужны специалисты по экономике стран Северной Америки. Самую молодую и отправили в Канаду. Там она получила диплом магистра, вышла замуж за американца и сейчас живет в Техасе, работает в договорном отделе транспортной фирмы. Ей край оплачивал перелеты и проживание в Торонто. Деньги она вернула через три года после всяческих переписок.
** Дочь моей однокурсницы поступила в ДВФУ, но после первой сессии сказала маме, что здесь ее не научат ничему. Поехала в Москву, поступила в МГУ, закончила успешно. Пошла работать в банк, ее на три года отправили в головной офис в Голландию. Отработала и сказала, что все голландцы сонные и «дохлые». В магистратуру поступила во Франции. Получила образование по специальности «музыкальный продюсер». Сейчас работает во Франции, успешно. Ведь владеет четырьмя языками, есть диплом экономиста, опыт работы в банковской сфере, диплом о среднем музыкальном образовании. Однокурсница родила дочь в 40 лет, без мужа — для себя. Пока дочь училась в Москве, работала на заводе начальником бюро, занималась репетиторством и по выходным мыла торговый зал в супермаркете.
*** Дочь моего двоюродного брата закончила МГУ. Опять экономика АТР, магистратура — экономика стран Северной Америки. Единственная дочь в семье, квартиру родители купили, пусть не в центре, но Рязанский проспект тоже неплохо. Вышла замуж и начала искать работу, разослала резюме. Предложений много, но она честно говорила, что беременна. Тут же следовал отказ. Муж ее айтишник. Ради смеха отослал резюме в Голливуд. И ее взяли в договорной отдел. Оказывается, что чуть ли половину Голливуда арендуют китайские фирмы. С ними нужно вести переговоры, заключать контракты... Уже и второго сына родили. То она на удаленке, то муж, иногда няню нанимают. Больше 4 часов чужим людям детей не доверяют.
Это все хорошие специалисты, к 30 годам получившие блестящее образование. А нам с этого что? Даже родители этих детей не испытывают радости...
|
</> |