От бойкота до призвания. Личное.
vika_pekarskaya — 29.10.2018 Когда я закончила начальную школу, которая базировалась в уютном крыле большого и сложного, на мой детский взгляд, здании, мы, как и все поколения мелкоты до нас, оказались четвероклассниками, выброшенными в мир цифр и букв, означающих номера кабинетов. Ничего сложного в этом не было – на большом стенде в коридоре было расписание и вся нумерация по всем предметам и классам была налицо. Всем, кроме английского.Начало сентября меня застало у бабушки в Мариуполе (Жданове в то время), где я обычно проводила лето, и первые пару дней я благополучно пропустила. Все бы ничего, но именно пропуск первого урока английского положило начало двум важным жизненным детским решениям, которые до сих пор влияют на мою жизнь. ПЕРВОЕ: я привыкла СЧИТАТЬ, что не люблю английский (и не способна к нему). ВТОРОЕ: я не замечаю, как показываю другим, что они мне НЕ НУЖНЫ.
Это были спойлеры, ну а сказка впереди…
Дело в том, что школа, где я училась, была особенной, - мы с первого класса (а я так и с нулевого) изучали английский. Класс делился на три подгруппы по 10 человек и в строках дневника запись «англ.яз» была ежедневной, а по субботам этих уроков было два. Учительница была та же, что и в начальной школе. Подгруппы те же. Ничего не предвещало. Однако оказалось, что есть одно «но». Раньше «англичанки» приходили за нами и уводили кучку галдящей малышни куда-то в недра школы.
В этот раз все было иначе.
Одной подгруппе повезло. Их обучала завуч по английскому (у нас, вроде, был такой) или просто завуч - у нее был отдельный свой кабинет: там висели портреты Шекспира, Джека Лондона и еще кого-то великого, красивые английские таблицы, удобная доска с отделением для рисования маркером... Остальным бедолагам каждый день на «англ яз» нужно было идти в разные кабинеты. Моя подгруппа, кажется, была самой «бесхозной» - мы могли оказаться, как в кабинете возле тира - в подвале, так и в каморке за актовым залом, и даже в школьном музее или кабинете труда.
На 1ом уроке – как раз, когда я еще загорала на Азовском море, - англичанка продиктовала номера аудиторий по дням недели: понедельник – там, вторник – там... Естественно, этого списка у меня не было. Казалось бы, - что проще? – подойти к какой-то из подружек, и попросить переписать. Но, видимо, в этом была проблема. Наш класс не был дружным. (К слову, таким и остался: например, я никогда не видела больше людей, с которыми училась 10 лет, после школы).
Я, увы, не помню, с чего все началось, - может, я неосторожно спросила: где мы занимаемся, может, как-то еще дала понять, что не знаю куда идти, может, наоборот, делала вид, что знаю и прокололась, - но мои милые со-подгрупники начали играть в игру «убеги от Вики». Вспоминаю об этом до сих пор с содроганием… Хотя им, вероятно, казалось, это забавным.
Ту неделю я помню ярко и бессвязно: эмоциональными вспышками-зарисовками, как нарезку эпизодов в кино. Вот я, не дожидаясь звонка с урока, предшествующему английскому, практически тайком складываю ручки, тетради, книги, чтобы быстро запихнуть их в ранец, чтобы «друзья» не успели убежать, пока я буду возиться – и у меня тревожно бьется сердце. Вот я так же спешно переодеваюсь на физкультуре, промазывая мимо рукава третий раз подряд. Вот я бегу по школе после звонка, все же потеряв их, уже ни на что не надеясь и не зная, куда идти – они разбежались в разные стороны, и я растерялась. Вот сижу на подоконнике и тихо плачу в пустоте школьного коридора, не зная, куда идти. Вот они смеются на следующем уроке, что я так и не нашла, и пропустила урок, а мне стыдно. Вот я робко, уже после звонка, заглядываю в щелку в разные классы, пытаясь увидеть «свою» учительницу. Вот меня ведет незнакомый учитель, предварительно отругав, в учительскую, чтобы выяснить – где мне надо быть…
Вряд ли это длилось дольше недели, ведь потом все кабинеты стали мне известны – кроме того, конечно, в который я так однажды и не попала. Но и он как-то выяснился со временем. Вы спросите: почему мучилась неделю - и не спросила у учительницы? Почему не пошла сама в учительскую? Почему не сказала родителям? Не знаю. Думаю, я не понимала «правил» общения с посторонними взрослыми и боялась их, а родителей просто жалела, как часто и другие дети моего поколения: ну что они сделать могут, сами как дети!
Для себя тогда я сделала вывод, что свои проблемы надо решать самостоятельно, что нельзя нуждаться и зависеть от других людей. Чтобы моим друзьям-однокашникам (которые, кстати, продолжали «дружить» со мной на всех прочих уроках) было неинтересно от меня убегать, я, перед английским (а позже и перед другими уроками), взяла в привычку громко говорить, мол, вы как хотите, а я пошла - как обычно по вторникам в А-104. Я демонстрировала разными способами: я знаю куда идти, и вы мне НЕ НУЖНЫ. Но тревога, что я ошиблась, что не найду кабинет, сохранялась долго, и я часто украдкой поглядывала – идут ли они туда же. И, видимо, я навсегда осталась чувствительной к тому, что могла бы интерпретировать, как «меня избегают», «меня обманывают, чтобы посмеяться надо мной», «за моей спиной что-то затевают против меня»…
Постепенно демонстрировать всем, что они не нужны, стало привычным. Особенно когда было тревожно, и на самом деле люди были необходимы. Мой внутренний «контролер» неизбежно вставал на дыбы – да и продолжает бдить до сих пор, - при малейшей – даже не угрозе! – возможности предательства.
- Кстати, и английский и англичанку, совершенно равнодушную к моим проблемам в те дни, я тоже невзлюбила именно тогда. Наша школа, ставшая через несколько лет первой минской гимназией, славилась тем, что выпускала англоговорящих детей. Всех. Кроме меня.
И я его нашла. Случайно. Надо сказать, что отмечания дней рождений в нашем недружном классе – это было то еще испытание. К популярным детям все хотели попасть. А к непопулярным не приходили вообще. Мой день рождения в классе был первым в учебном году, когда все еще не очень сориентировались – кто кого любит, и кто кого не любит, и в предыдущие годы, как-то получалось собрать приятную и большую компанию одноклассников. В этом году, который начался так ужасно для меня, во-первых, намечался первый юбилей, во-вторых, я не очень понимала, как же с ними дружить после такого бойкота, да и я в их глазах была «неликвид». Я чувствовала себя в западне. Других друзей, кроме сестер-соседок, у меня.. думаете, не было? Было! Много! Только их нельзя было позвать: я находилась в Минске, а они – в Жданове, а оттуда даже письма шли иногда неделями…
Я поступила благоразумно и осторожно. Позвала свою соседку с сестрой (отметим, что старшая училась где и я, была на класс старше и пользовалась определенной популярностью). Свою близкую подружку-одноклассницу с младшим братом (ее без брата просто не отпускали никуда). И, насколько я помню, мамины подруги пришли с парой детей.
Родители заметили, что я была менее оживленной, чем обычно, и предложили игру (надо сказать, у них была склонность к забавным розыгрышам и семейным аукционам): что-то вроде показа мод. Мы переодевали (нам помогали мамы), - того самого мелкого брата в разные женские наряды. Он выходил, дефилировал, уходил, переодевался, снова дефилировал, а мы очень хохотали. Были еще какие-то игры, но их я не помню. Наутро в школе о моем дне рождения как-то стало известно - и в очень позитивном ключе: что у меня было очень весело, и что я позвала «только своих». «Недружность» класса сыграла мне на руку: никто не знал, кто же был «своим», и мог думать, что не позвали только его одного. На время я стала «популярной персоной», но в кружок «самых популярных» меня все равно не взяли. Сейчас я об этом не жалею, но тогда было обидно.
Из этой истории я вынесла еще одну полезную идею: игры! Люди любят привлекать внимание, смеяться – (лучше над другими), - валять дурака и соревноваться. Я устраивала эстафеты, конкурсы, розыгрыши и аукционы на своих днях рождениях, и к концу школы легко могла развлечь группу в 20-30 человек. Я заигралась в самодостаточность и так и осталась в школьном пространстве одиночкой, – но собрать желающих повеселиться мне уже труда не составляло.
Своя компания в Минске у меня появилась вместе с первым парнем, лет в 16 лет. С тех пор, к каждому празднику, - в школе, студенчестве, и так далее, обязанности традиционно делились следующим образом: мужчины закупали спиртное, женщины накрывали стол, а я – я писала сценарий праздника, готовила распечатки, призы и костюмы. Постепенно сценариев накопилось много – на все случаи жизни, на любой состав и возраст. Сейчас я листаю то, что сохранилось с тех пор – что-то мне нравится, что-то нет. Но я вижу, что уже тогда я начала интуитивно улавливать суть групповой динамики, грани допустимого в контактах между людьми, и – все больше игр носили психологический характер. Это было ужасно увлекательно. И, по сути, предопределило мой путь в профессии.
Когда, еще в БГУ, на отделении психологии, в нашей уютной «психологической лаборатории» по адресу К.Маркса-31, с мягкими креслами, чаем и журнальным столиком вместо парт, мы ставили свои первые опыты, я чуяла: это мое. «Кто хочет подготовить к следующему занятию небольшой тренинг и провести его?» Я! Мне кажется, большинство провело, хорошо, если по разу. Я же «рвалась в бой».
Дальше просто. Случай привел меня в «Синтон» в Минске (за пару лет до начала обучения в МГИ). Через год я уже была ведущей клуба, где проработала 8 или 9 лет, переделывая программы под себя, обучив ни одно поколение кураторов клуба и следующие поколения тренеров, создавая собственные программы и ведя чужие, что называется, «с листа». Чтобы повысить заработки, я пошла учить продавать, работать с клиентами, занималась командоообразованием. Огромный опыт, сотни часов проведенных с группами размером от 5 до 100 человек… Горы упражнений, мастер-классов, находок… Фопель нервно курит в сторонке.
Итог:
- Я знаю, как работать с малыми и большими аудиториями.
- Знаю, как подобрать упражнения под конкретную задачу и разумно их выстроить.
- Знаю, как одно и то же упражнение, поданное по-разному, может служить совершенно разным целям.
- Знаю, как дать сложнейшую инструкцию просто и ясно.
- Знаю массу форм, из которых создаются упражнения.
- Знаю все узкие места известных «больших игр» - потому, что каждое провела десятки десятков раз. Например, то же «Королевство», я вела более 50 раз, и знаю не меньше 4 разных способов его проведения.
- Я знаю, как разобрать упражнение. Как из обратной связи собрать такую яркую картину, что в глазах зарябит от осознаваний и инсайтов))
- Я по опыту знаю, какой разный эффект дают одни и те же упражнения, игры и эксперименты, предложенные аудитории, которая только начинает путь к осознанности, и больше, по-детски, хочет «бегать и резвиться» и аудитории, которая опытна и взросла.
И сейчас мне хочется передать эти знания дальше. Может, это нужно кому-то?
Уже несколько месяцев я раздумываю над созданием проекта, в котором могла бы поделиться этим тренинговым опытом, методическими материалами и т.п.. Если вам интересно – следите за моими постами в фейсбуке, на днях выложу описание и, собственно, предложение по проекту…
Спасибо за внимание.
|
</> |