Островский и Тургенев
pavelrudnev — 21.04.2023Почему Тургенев не становится Островским? "Нахлебник" написан
годом раньше "Банкрота", и литературно, сатирически не менее
прекрасен. Потенциал у пьесы очень мощный (посмотрите, например,
как Яншин играет горестно роль Кузовкина). Тургенев в тот момент
точно так же мало известен, как Островский. Начинающие. Ещё нет ни
одного романа. Написаны только маленькие пьесы и "Записки
охотника". И точно так же, как и у Островского, пьесу Тургенева
запрещают, как "оскорбляющую и нравственность, и дворянское
сословие". Ее так же, как и первую пьесу Островского "Свои люди -
сочтемся", много лет не дозволяют ставить. Только реформы
Александра II дали и тому, и другому тексту спустя пятнадцать лет
после написания состояться на сцене.
Но общественное одобрение качнулось в сторону Островского. Публика
образовала драматический талант, дала Островскому фору, а Тургенев
сосредоточился на прозе, не получив этой форы от соплеменников.
Удача? Слепая судьба? Вот что тут определило такой расклад?
У Мейерхольда есть любопытное суждение о путях отечественной
драмы.
Островский основывает линию бытового театра и делает ее осевой для
национальной сцены. Пушкин, Лермонтов, Гоголь пытались держаться
французской, английской, испанской и итальянской школы,
синхронизовать родное и вселенское. Островский использовал этот
опыт и основал национальное направление, а именно: бытовой театр.
Упадок, вырождение которого Мейерхольд наблюдает в Серебряном веке,
приписывая, например, своего ненавистника Немировича-Данченко к
эпигонам Островского. Эта линия пресеклась на время.
А как раз Чехов в понимании Мейерхольда именно вырастает из
Тургенева, который сообщил русской драме поэтичные, элегические и
интимные свойства. Островский в этом смысле драматург ярмарочный,
крикливый, народный.