Осознайте, что вы боитесь воспитывать по-новому
oxanasarang — 21.05.2018Иногда читаешь советы детских психологов и с ужасом представляешь, как именно тебе придется их воплотить в жизнь. Что же будет, если я ребенку без аистов, как есть, расскажу, откуда берутся дети? Но если подумать, это просто страх что-то изменить в своих привычках и не более того.
На пост «Как научить ребенка отвечать за свою жизнь» меня вдохновила книга Андрея Курпатова «Чертоги Разума». В посте я писала про необходимость мыслить логически и фиксировать некоторые свои решения, но я не вдавалась в детали, почему это нужно делать. А нужно это потому, что если все обдумывать только в голове, то происходит большая путаница и чаще всего мы приходим к неверным решениям или просто мысленно блуждаем.
Андрей Курпатов приводит данные из разных медицинских исследований и показывает, что жизнью большинства людей управляет их мозг и делает он это не так, как мы бы хотели. Чаще всего он ориентируется на культурные стереотипы, на то, как мы привыкли поступать и еще чаще он игнорирует факты: так он экономит энергию и действует на автоматизме. Если же на каждый факт обращать внимание, то энергии будет тратиться больше, а это для организма невыгодно.
Меня очень впечатлило одно исследование, приведенное в книге. Оно проводилось с пациентами, которых лечили от эпилепсии методом комиссуротомии мозга — это рассечение мозолистого тела для предотвращения перехода приступа из одного полушария мозга в другой. Первые результаты операций поражали воображение: судорожная активность пациентов снижалась на 60-70%, и пациенты чувствовали себя хорошо. Однако ученому Майклу Газзанига показалось странным, что поведение людей не менялось после того, как им рассекали «огромное количество аксонов, в норме связывающих два полушария головного мозга друг с другом». Он решил провести исследование, где показывал людям, перенесшим комиссуротомию мозга, различные предметы, но таким образом, чтобы их сначала воспринимало одно полушарие мозга, а потом — другое. Оказалось, что правое полушарие мозга очень хорошо запоминает, что оно видело, но не может это назвать, а левое — легко может назвать, но не запоминает в точности, что видело. То есть когда правому полушарию показывали ложку, а потом у человека спрашивали, что он видит, человек отвечал, что ничего не видел. При этом его рука могла указать на ложку. Но такое, конечно, может быть только с человеком с расщепленным мозолистым телом. А вот то, что дальше показало исследование, касается нас всех.
Пациенту после такой же операции показывают две картинки: куриную лапку левому полушарию, а снежный пейзаж — правому. Потом двум полушариям показывают другие картинки и наблюдают за тем, что выберет человек. Выбирает он картинку с курицей и говорит: «Вот эту! Я видел куриную лапку». При этом его левая рука показывает на картину с лопатой: он видел и снежный пейзаж, но не осознает это до конца. У человека спрашивают: «Почему ты указываешь на лопату?». Вместо того чтобы ответить «Не знаю», он придумывает объяснение: «Понятно почему: чтобы легче убрать курятник».
Другой пациент попадает примерно в ту же ситуацию, только он не до конца осознает, что ему показали не только красный цвет, но и банан. Он рисует красный банан. На вопрос, почему именно банан, он отвечает: «Эта рука слабее, ей проще нарисовать что-то вроде банана». Участники эксперимента додумывают причину, вместо того чтобы признаться, что не знают, почему так произошло. Один из выводов ученых: наш мозг не терпит неопределенности, а поэтому сталкиваясь с непонятными фактами, придумывает объяснения.
Если вернуться к нашей ситуации, к воспитанию, к отношению к жизни, то можно понять, почему огромное количество людей, несмотря на доказательства правильности гуманного отношения к детям, выстраивания своего жизненного пути, продолжают из поколения в поколения совершать одни и те же ошибки. Потому что то, что стоит перед ними, их мозгу кажется непонятным, ему легче выбрать старый путь и с упорством доказывать свою правоту.
В книге приведены и другие, более известные эксперименты, которые также свидетельствуют о наших ограниченных способностях влиять на свои мысли. Это и эксперимент Петра Анохина, который показал, что мы боимся изменений в своей жизни, даже если они положительны. Это открытие Конрада-Лоренца, которое потом еще много раз было подтверждено: мы не можем нарушить привычку, не испытывая при этом страха. Поэтому, конечно, всем нам, кому в детстве говорили, например, что «всегда нужно делиться», страшно нарушить эту привычку, по-настоящему задуматься над тем, к чему она все же приведет и сказать в соответствующей ситуации что-то вроде: «Если ты хочешь делиться — делись, если не хочешь — не надо, это твоя игрушка». Дружить с ребенком после такой фразы будут: во-первых, потому что он все равно будет часто делиться, но не потому что «надо», а потому что приятно, а, во-вторых, дети дружат не с теми, кто делится, а с теми, кто умеет играть. Тех, кто делится для сохранения дружбы, могут просто использовать.
В следующий раз я еще раз обращусь к теме осознанного принятия решений, но с учетом рекомендаций Андрея Курпатова, а также с большим вниманием к принятию решений по выбору той или иной модели воспитания.
|
</> |