Осознанная необходимость

В рейтинге экономической свободы Грузия занимает вполне почетное 29 место в мире, опережая очень многие развитые европейские страны. Хорошо ли это или плохо?
Сразу после революции перед новыми властями встала основная задача: обеспечить экономический прорыв и, по меткому выражению президента Михаила Саакашвили, успеть сесть в последний вагон уходящего поезда мировой цивилизации. Понимание и четкая концепция действий пришли позже. На первом этапе властям приходилось в срочном порядке решать насущные задачи.
Ставший тогда министром экономического развития известный предприниматель Каха Бендукидзе первым делом обратился в Министерство иностранных дел с просьбой об отмене визового режима для граждан тех стран, уровень жизни в которых превышает уровень жизни в Грузии. Как человек, много лет проработавший в реальном секторе экономики, Бендукидзе прекрасно понимал, что одного выгодного геополитического положения и разнообразной природы недостаточно для того, чтобы успешно развивать экономику. Необходимо создать конкурентоспособную среду, снизить внутренние риски, избавиться от «совка», иначе говоря, создать такие условия, при которых бизнес придет в страну, несмотря на серьезные внешнеполитические риски.
И, конечно, была необходима тотальная приватизация всех субъектов экономической деятельности, с расчетом не только на повышение эффективности работы данных объектов, но и для развития других отраслей. Ярким примером правильности подобного подхода является пример с казахскими инвестициями, когда после покупки батумского терминала и порта казахские предприниматели начали более 15 туристических проектов в Аджарии. Самый масштабный из них - недавно открывшаяся в Батуми гостиница Radisson Blu.
Результаты экономической политики, заложенной Кахой Бендукидзе, сегодня очевидны. Конечно, рейтинги не могут в полной мере отразить все нюансы бизнеса в конкретной стране. Однако именно рейтинги экономической свободы являются теми индикаторами, которые определяют потенциальные возможности для начала бизнеса. Поэтому, думаю, интересно рассмотреть показатели Грузии в рейтингах одного из самых авторитетных институтов The Heritage Foundation.
Согласно этому рейтингу Грузия занимает 29 место в мире по уровню экономической свободы. Уровень свобод оценивался по 10 критериям, среди которых юридическая защищенность бизнеса в соответствии с действующей в стране нормативно-правовой базой, свобода торговли, ставки налогов, размер государственных расходов и так далее. Каждый показатель оценивался максимально в 100 баллов.
Уровень свободы предпринимательства был оценен специалистами The Heritage Foundation в 87,3 балла, что на 0,6 баллов ниже, чем в прошлом году. Причем, объяснение весьма обтекаемое - несмотря на то, что уровень эффективности бизнеса в стране значительно улучшился, отмечается снижение темпов реформ. Самое время не согласиться с авторитетными экспертами, однако не будем торопиться и вернемся к этому вопросу чуть позже.
В отличие от уровня свободы бизнеса, уровень свободы торговли сумел вырасти на 0,1 балла и составил 89,2 балла. И это несмотря на то, что основные реформы по либерализации торговли были осуществлены в первые годы после революции. Насколько важен этот показатель для Грузии, страны, где значительная часть населения занята именно торговлей, думаю, очевидно. Достаточно сказать, что более 86% импортируемых товаров поступает в Грузию беспошлинно. По уровню свободы торговли Грузия опережает такие страны как Великобритания, Соединенные Штаты и Япония, не говоря уже о большинстве стран Европейского Союза. Основными минусами являются отсутствие эффективной судебной защиты интеллектуальной собственности и отсутствие надлежащей инфраструктуры. Впрочем, это как раз те вопросы, которые решаются, а посему в следующем рейтинге мы вправе ожидать улучшения ситуации.
То, что в Грузии низкие налоги, знают все, кто интересуется этой страной. Именно это обстоятельство обуславливает достаточно высокий уровень баллов - 87,2 - по этому показателю. Общий уровень налоговых поступлений от ВВП в 2010 году составил 24,9%. Несмотря на то, что этот показатель значительно ниже, чем у многих стран, необходимость его сокращения очевидна, тем более что по этому показателю Грузия уступает своим ближайшим соседям - Азербайджану (17,7% от ВВП) и Армении (16,8% от ВВП). Кроме того, жесткая позиция налоговиков при проверке предприятий достаточно часто создавала дискомфорт для бизнеса. Новый налоговый кодекс и новый порядок налоговых проверок призваны исправить положение.
То обстоятельство, что объем государственных расходов превысил в прошлом году 36% ВВП вполне объяснимо. В период осуществления крупных инфраструктурных проектов это вполне естественно. Так же, как и естественен результат - увеличение государственного долга до 30% ВВП. На фоне многих стран Европейского Союза такой объем мог бы вызвать улыбку, если бы не рост долга в течение нескольких лет. В этом плане принятие Акта экономической свободы летом 2011 года было не только своевременным, но и жизненно необходимым.
Практически никаких изменений не произошло в показателях инвестиционной и финансовой свободы, которые являются одними из самых высоких в мире. Резиденты и нерезиденты имеют равные права. Иностранные компании на равных с отечественными могут участвовать в процессе приватизации, хотя с прозрачностью приватизации были определенные проблемы в 2010 году. С введением принципа электронных торгов в 2011 году многие вопросы должны быть сняты. Хотя, справедливости ради следует отметить, что инвесторы все-таки предпочитают заранее информировать власти о планируемых приобретениях. Что касается покупки земли, то нерезиденты без ограничений могут покупать в Грузии земли несельскохозяйственного назначения. А для покупки земель сельскохозяйственного назначения нерезидентам необходимо зарегистрироваться в стране в качестве юридического лица. Практически отсутствуют ограничения на трансферы и прочие финансовые платежи.
РЕЙТИНГ ПОЧЕТА
Несмотря на столь радужную картину, Грузия занимает только 29 место по показателям экономической свободы в мире. Причина - два параметра, по которым страна не далеко ушла от постсоветских государств: защищенность собственности и свобода от коррупции. По защищенности собственности у Грузии всего 40 баллов из 100 возможных. Конечно, это в 2 раза больше, чем у России - 20 баллов, но очень далеко от аналогичных показателей, например, Сингапура - 90 баллов или Новой Зеландии - 95 баллов. Причина столь низкого показателя - несовершенство судебной системы, которую многие считают зависимой от государственной власти, а также слабая защита интеллектуальной собственности.
|
</> |