Особняк Шехтеля на Большой Садовой


2. Внешний вид особняка практически не изменился, исчезла только ограда перед домом. По всей видимости это произошло в 1930-е годы при расширении Садового кольца..

3. Центральная часть здания украшена портиком из четырёх приставных полуколонн дорического ордера, между ними большое трехчастное застекленное окно-портик. Именно окно-портик — смысловой центр главного фасада.

4.

5. Даже не знаю к какому ордеру отнести капители колонн, слишком уж они непривычны. Скорее, всё-таки к дорическому.

6. Балюстрада над портиком полчёркивает принадлежность здания к неоклассическому стилю.

За центральным большим окном находился двухэтажный холл, вокруг которого выстраивалась вся внутренняя планировка. Модерн даёт намного большие возможности к созданию удобной планировки помещений, позволяет избежать анфилад с проходными комнатами или строя дверей, выходящих в коридор. так что дом, внешне относящийся к неоклассицизму, внутри тяготел к модерну.
7.

8. А вот и сам хозяин особняка.

9. Это помещение, скорее всего, смотрит окнами во двор. Судя по мебели - мастерская Шехтеля.

10.

11. Над проездной аркой, ведущей во двор, установлена фриза с античными фигурами. Композиция фигур напоминает изображение на стенах храма античной Греции — Парфенона на Акрополе в Афинах. В центре композиции барельеф с изображением богини Древней Эллады — Афины, выполненной по рисунку Шехтеля. К ней по обеим сторонам шествуют музы музыки, живописи, скульптуры, и архитектуры

12. Вообще лепнины немного, в основном античные сюжеты.

13.

В этом особняке у Шехтелей часто бывали их друзья художники, литераторы и купцы. С сыном Львом и дочерью Верой дружил Владимир Маяковский. Здесь они готовили первый сборник его стихов «Я», иллюстрации к которому делали Лев Жегин и его друг Василий Чекрыгин, тоже проживавший тут в семье Шехтелей. Книга эта была уникальной, поскольку сделана она была ремесленным, а не типографским способом.
14. После революции особняк у Шехтеля отобрали, жил он в основном распродажей имущества.

А в доме проживал крупный военный, общественный и государственный деятель Роберт Петрович Эйдеман. В дворовом флигеле в середине 1930-х гг. была мастерская скульптора И.Д. Шадра. Затем были ясли, детский дом, райотдел КГБ, детский сад. В 1990-е особняк стоял заброшенным, его облюбовали бомжи, которые жгли костры, используя остатки мебели и деревянную обшивку стен, он чудом не сгорел. В 1993-м дом выкупила частная организация и восстановила его.
|
</> |