Особенности национального сталкерства
drugoe_kino — 19.06.2013 Как известно, гениальный Андрей Тарковский снизошёл однажды до ничтожной повести А. и Б.Стругацких "Пикник на обочине" и снисходительно позволил братьям радикально переписать всю историю, дабы на выходе получился раздумчивый медитативный "Сталкер" с цитатами из "Дао Де Цзина", закадровым чтением Апокалипсиса и медленно текущей водой. Фантастика была выброшена за ненадобностью. Ибо высокодуховному кино не нужны всякие там завлекалочки для зрителя. Душа, понимаишь, обязана трудиться, шоб служба мёдом не казалась.Пример Андрея Арсеньевича оказался, как водится, заразительным. Уже в конце 80-х всяк кинографоман полагал необходимым обзавестись своим "сталкером" с текущей водой, туманом и заросшими крапивой свалками. Евгений Юфит спародировал всеобщее увлечение в "Рыцарях поднебесья", а старательно конспектировавший кинолекции Андрея Тарковского Конст.Лопушанский, не будучи кинографоманом, тем не менее создал свою, почти оригинальную версию "Сталкера" под названием "Посетитель музея".
Цитировали "Сталкера" на грани плагиата, повторяли сюжетные моменты, композицию кадра, эстетику заброшенной свалки, нарочито замедленный темп и, разумеется, медленно текущую воду. Что характерно, оригинальную повесть Стругацких не цитировали: это было неинтересно, потому что повесть занимательна, и уже в силу своей занимательности не позволяет душе трудиться, ворочая камни на манер мартышки из известной басни Крылова.
Надо полагать, что российская мода последних лет на эстетику и этику брежневского застоя возродила и желание мало-мальски заметных режиссёров соорудить собственного "Сталкера", c блэкджеком и шлюхами.
Первым в возрождении тренда поучаствовал Зельдович-Гербер, с глянцевой постановкой "Мишень", за ним последовал Балабанов, простодушно назвавший свой последний фильм "Я тоже хочу снять "Сталкера". Жестокие продюссеры убрали вторую половину названия фильма, но, в общем-то, и без второй половины всё понятно, что фильм Балабанова является пересказом фильма Тарковского на киноязыке России наших дней: вместо заросшей Свалки Иллюзий в патетическом финале, естественно, поруганный и заброшенный Храм Души.
Кто на очереди? Звягинцева можно не считать, так как практически все его фильмы - про текущую воду и пеший поход по загородной местности за не вполне представимым счастьем, он ничего, кроме "Сталкера", и снимать-то не умеет, а вот от Рогожкина надо ждать чего-то в высшей степени тарковского. Наверняка в сталкериане отметятся Гай Германика и Дуня Смирнова, ибо амбиции этих дам уже вполне дозрели до нужной кондиции, и - я уверен! - убойнейшим многосерийным теле-"Сталкером" нас порадует Владимир Бортко. Надо ли добавлять, что во всех этих фильмах в главных ролях будут сниматься Безруков, Пореченков, Хабенский и Федя Бондарчук? Потому что - а как же иначе?
Интересно, кому достанется статуэтка "Золотой Сталкер"?
|
</> |