ОСОБЕННОСТИ БЫТИЯ ПРАВОСЛАВНОГО КЛИРА

Итак, патриарх Антиохийский Макариос III (Μακάριος) приезжает со свитой в 1654 году в Московию. Первый крупный русский город у него на пути – Путивль. Там их встречают по-царски. Там они впервые знакомятся с обычаями этой далёкой и такой непохожей страны. Непохожей во всём: от гастрономических предпочтений до того, что, казалось бы, должно быть единым на просторах всего православного мира – церковных обычаев. И вот, оказавшись в Путивле, отмаявшись на первых же заутренях и вечернях, что пишет относительно царящих в Московии порядках автор в книге «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским»:

«Московская улица XVII века в праздничный день». Картина кисти художника Андрея Петровича Рябушкина, 1895 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«… Что касается нас, то, как нам советовали, учили и предостерегали нас друзья, которые уже бывали в этой стране и знали, каков нрав у жителей, мы волей-неволей к ним приноравливались и что они делали, тому подражали и мы. Сведущие люди нам говорили, что, если кто желает сократить свою жизнь на пятнадцать лет, пусть едет в страну московитов и живёт среди них, как подвижник, являя постоянное воздержание и пощение, занимаясь чтением (молитв) и вставая в полночь. Он должен упразднить шутки, смех и развязность [и отказаться от употребления опиума], ибо московиты ставят надсмотрщиков при архиереях и при монастырях и подсматривают за всеми, сюда приезжающими, нощно и денно, сквозь дверные щели, наблюдая, упражняются ли они непрестанно в смирении, молчании, после и молитве, или же пьянствуют, забавляются игрой, шутят, насмехаются или бранятся…».
Как в подобных случаях говорил Киса Воробьянинов, однако! Православный архиерей или монах, курящий опиум, – «… эта штука посильнее, чем “Фауст” Гёте!». Если в Европах христианский клир всё больше предпочитал заливать за воротник, то в Алеппо сказалась, вероятно, мусульманская традиция – и местное духовенство (в общем-то, этнические арабы, сирийцы и прочая братия), не брезгуя винцом, любило для расслабления и расширения религиозного сознания, время от времени, забить косячок.
|
</> |