Основоположник словацкого модернизма — Имро Вейнер-Краль
volynko — 28.07.2021
Рассматривая альбом с марками Чехословакии моё внимание привлекла одна из них (см. далее в тексте), выполненная в сюрреалистическом стиле. Довольно странно, что ЧССР, выпустила её, решил разобраться, кто этот продвинутый художник удостоившийся быть увековеченным в филателистическом мире.
Оказывается это картина Имро Вейнер-Краля, основоположника словацкого модернизма, он же — художник, живописец и графический дизайнер, который не имеет аналогов в словацком искусстве.
Вайнер-Крань происходил из небогатой деловой семьи. Он родился в Поважской Быстрице в Западной Словакии в 1901 году и считается самой важной личностью в модернистском движении Словакии в период между первой и второй мировыми войнами.
В 1919-1922 гг. он изучал архитектуру и живопись в Чешском высшем техническом училище (ČVUT) и в Художественно-промышленном училище в Праге, а с 1922 в Академии художеств в Дюссельдорфе.
В 1923 году он перешел в Академию художеств в Берлине, а с 1924 года он учился в престижной Школе изящных искусств в Париже.
После возвращения в свой родной город он зарабатывал себе на жизнь в качестве клерка, литографа и даже лыжного инструктора.
В 1930-1932 гг. он работал в Братиславе, а с 1939 по 1950 год он жил во Франции, где во время Второй мировой войны активно участвовал в антифашистском сопротивлении.
Первые контакты с европейским сюрреализмом Вайнер установил в 1930-1932 годах.
Имро Вайнер, в этот период прикрепивший себе псевдоним Краль («король»), использовал свой художественный талант для изготовления фальшивых документов и продовольственных карточек для членов Сопротивления.
Поддельные документы, идентифицирующие его просто как Krá, помогли ему пережить войну. Он сохранил имя Krá Kr по сентиментальным причинам после конфликта.
Работы Имро Вейнера-Краля отражают через символы жизнь в словацком селе, еврейское происхождение художника и социальные проблемы времени. Его творчество с середины 20-х годов прошлого века несёт черты сатиры и гротеска, которые в 1930-х годах заменяет тон баллады. По собственным словам автора, он всегда в равной мере сочетал мысль, чувство и технику.
Когда началась холодная война, в 1950 году он был выслан из Франции, некоторое время жил в Праге, в Поважской-Быстрице, а затем до конца жизни в Братиславе. Высылка, вероятно, была местью за депортацию некоторых французских дипломатов словацкими властями.
Имро Вайнер гастролировал по Европе, учился в Берлине и Париже вместе со своей тогдашней партнершей, фотографом Иреной Блуховой, останавливался в Баухаусе в Дессау, знакомился с современными тенденциями международного авангарда, которые он также пробовал в своей работе.
С другой стороны, именно эта «глобализация» и космополитизм привлекли его к теме дома, которую он, возможно, понимал лучше всего.
Его любимой средой была также Подкарпатская Россия (входившая в государственно-территориальную единицу первой Чехословацкой республики), где не только социальные различия, но и традиционные формы жизни сохранялись гораздо медленнее.
Затем Вайнера-Краля отправился в Прагу, где попытался нелегально перейти границу с Германией и был арестован. Он провел почти год в тюрьме, но позже был освобожден без суда и следствия и прожил остаток своей жизни в Братиславе до своей смерти.
Однако, попытавшегося бежать Вайнера-Краля, коммунисты сочли политически подозреваемым, и ему не разрешили выставлять свои работы. Его картины были взяты на хранение между 1950 и 1970 годами.
«Он был очень открытым человеком, не соглашавшимся с существующей политической властью»
Художник, известный также за рубежом, до сих пор вызывает восхищение во всей Европе,
«Потому что он был особым примером ассоциации между романтической традицией 18-19 веков и современным искусством после Первой мировой войны. Он пытался связать сюрреализм с кубизмом, и все потоки тогда присутствовали в западном парижском искусстве»
Особая модификация сюрреализма в изобразительной манере Имро Вейнера-Краля – это наложение друг на друга разной перспективы изображения пространства, временны֜х плоскостей, сочетание реальных переживаний и выдуманных видений.
Кроме живописи значительное место в творчестве художника занимает графика, иллюстрации и плакаты.
Ведущий представитель современного словацкого искусства Имро Вейнер-Краль умер 11 августа 1978 года в Братиславе в возрасте 76 лет.
Премию, носящую его имя, с 2014 года организует Ассоциация друзей Имро Вейнера-Краля и Французский институт в Братиславе совместно с Ассоциацией теоретиков, критиков и историков изобразительного искусства в Словакии. Премия Имро Вейнера-Краля присуждается за особый вклад в развитие французско-словацкого культурного сотрудничества и диалога этих стран.
Источник: spectator.sme.sk, webumenia.sk
В статье использована марка из коллекции volynko "Живопись на марках"
Статья проиллюстрирована изображениями картин из Интернета.
|
|
</> |
Какие бывают подшипники: обзор шариковых, роликовых и игольчатых моделей
Ким Дотком призвал президента России проучить Запад
Цок-компания. Лошадки спицами.
Просто анекдот
Русский сюрприз
Война на Днепре
Курильская книга 2.0 – правильно дополненная и очень переработанная.
Зебра - белая лошадь в черную полоску или наоборот?
Песчаные дюны Якутии

