ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ В РАЗВИТИИ КРИТИКИ «ЛОГИКИ» ГЕГЕЛЯ.
new_rabochy — 17.08.2025
Ступень №1.
Это момент, когда утверждают, что в философии Гегеля нет
объединения умозрительного понятия с темпоральным предметом и
необходимость подсказывает, что правильно будет совсем уничтожить,
- стереть всякий ноуменальный фон за темпоральным предметом, чтобы
достичь совершенной, реалистической философии.
Л. Фейербах:
«...я получаю доступ к “Логике”, как и к интеллектуальному
созерцанию, лишь посредством насильственного действия,
трансцендентного акта, путем полного разрыва с действительным
созерцанием. Поэтому к философии Гегеля относится тот же упрек,
который может быть обращен ко всей новейшей философии, начиная с
Декарта и Спинозы: упрек в полном разрыве с чувственным
созерцанием...» («К критике философии Гегеля»); «Поэтому моя книга
[...] имеет столь малое отношение к области умозрения, что
представляет скорее ее прямую противоположность, пожалуй, конец
умозрения.» («Сущность Христианства»); «И так, я прямо-таки могу
вычеркнуть абсолют из натурфилософии…» («К критике Философии
Гегеля»).
Переход на другую ступень и развитие в критике состоит в понимании,
что такое объединение есть в философии Гегеля, но недостаток его
заключается в том, что оно, представляет собой, как это видится
критикам, лишь навязательство, то есть определенное поглощение или
насилие над «темпоральным предметом» со стороны умозрительного
понятия.
М. Штирнер:
«У Гегеля окончательно выясняется, как именно образованнейший
жаждет предметного и какое он питает отвращение ко всякой «пустой
теории»: мысль должна вполне и в целом соответствовать
действительности, миру предметному, и ни одно понятие не должно
быть без реальности. Это дало гегелевской системе название
объективнейшей: мысли и предметное точно праздновали в ней свое
соединение. Но это было лишь самое крайнее насилие мысли, ее высший
деспотизм и единовластие...» («Единственный и его
собственность»)
Ступень №2.
Это момент, когда утверждают, что в философии Гегеля нет
необходимой абстракции и отделения субъективности от объективности,
мыслящего субъекта от темпорального бытия (сферы наличной
реальности), и субъект преобразует предмет только внутри своего
умозрения, т.е., не признает внешнюю объективность истинно
существующей и не становится подлинной силой, реформирующей внешний
объект.
Карл Маркс:
«...деятельная сторона, в противоположность материализму,
развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм,
конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как
таковой.» («Тезисы о Фейербахе»); «Не мысль [у Гегеля ]
сообразуется с природой государства, а государство сообразуется с
готовой мыслью.» («К критике Гегелевской философии права»);
«теологу ex professo—никак не может прийти в голову, что существует
такой мир, в котором сознание и бытие отличаются друг от друга, —
мир, который по прежнему продолжает существовать, когда я упраздняю
только его мысленное существование <�…> другими словами:
когда я видоизменяю своё собственное субъективное сознание, не
изменяя предметной действительности действительно предметным
образом…» («Святое семейство»); «Это [новое, наше, революционное]
требование <�…> сводится к требованию иначе истолковать
существующее, что значит признать его…» («Немецкая идеология»).
Более высокая точка зрения заключается в том, что это признание и
различение субъективности от темпоральной реальности есть
необходимый момент в «Логике» Гегеля.
В. Ленин:
«Познание... [в «Логике» Гегеля – В.К.] находит перед собой
истинное сущее как независимо от субъективных мнений (Setzen**)
наличную действительность. (Это чистый материализм!)» (В. Ленин
«Философские тетради»); «…несомненно, практика стоит у Гегеля, как
звено, в анализе процесса познания и именно как переход к
объективной («абсолютной», по Гегелю) истине. Маркс, следовательно,
непосредственно к Гегелю примыкает, вводя критерий практики в
теорию познания…» (В. Ленин «Философские тетради» с. 184,
193)
Примечание: Ленин не понимал, что согласно Марксу, - у
Гегеля нет момента признания объективной реальности истинно
существующей.
Ступень №3.
Это момент, когда говорят, что субъект в философии Гегеля, в
недрах своих есть лишь простое единство (а не единство центрации и
децентрации, снятия различения и полагания различения –
нерециркулентен в себе), что уничтожает возможность постичь этим
субъектом самые сложные формы взаимодействия и различения сил в
«контемпоральном мире», и, сообщить этому миру – форму его, через
различие познанной, идеальности.
Л. Альтюссер:
«…все это совершенно чуждо Гегелю, который в одно и то же время
отвергает и сложное структурированное целое, и его условия
существования…»; «…в реальности мы никогда не имеем дела с чистым
существованием простоты <...>, но лишь с существованием
конкретного, т. е. сложных и структурированных вещей и процессов.
Именно этот фундаментальный принцип совершенно несовместим с
гегелевской матрицей противоречия.»; «И в самом деле, гегелевская
тотальность — отнюдь не пластичное понятие, каким его себе
представляют…»; «Гегелевская тотальность есть отчужденное развитие
простого единства…»; «...[Гегелевская тотальность это] единство
некой простой сущности, проявляющей себя в своем отчуждении...» (Л.
Альтюссер «За Маркса»)
Более высокая точка зрения заключается в том, что различие не
является тем, что должно только искореняться из истинного единства
в гегелевской философии, но сохраняет себя как бесконечный и
необходимый момент понятия:
С. Жижек:
«…гегелевское «примирение» не есть некий «панлогизм», снятие всей
действительности в Понятии…»; «В данном смысле Гегель действительно
оказывается первым постмарксистом: именно им было открыто поле
определенного рода разрывов, «залатанных» впоследствии марксизмом.»
(«Возвышенный объект идеологии»)
Б. Рассел:
«…целое, которое он [Гегель] рассматривает, не уподоблено единому
Парменида или даже богу Спинозы: в этом целом индивидуальное не
исчезает, а приобретает более полную реальность через гармоническое
отношение к организму.» («История Западной Философии» 2)
Ф. Фукуяма:
«В этом отношении сам Гегель весьма отличается от его интерпретации
у Кожева. Универсальное и однородное государство Кожева не
оставляет места для "посредничающих" структур…» («Конец истории и
последний человек»)
Ж. Сартр:
«Без сомнения, Гегеля можно притянуть на сторону
экзистенциализма.»; «Разве нельзя с полным основанием утверждать,
что для Гегеля существования «сцепляются в историю, которую они
созидают и которая в качестве конкретной всеобщности творит над
ними суд и превосходит их…» (Ж. П. Сартр «Проблемы метода»).
Ступень №4. Смыкание критики и критикуемого предмета.
Если на первой ступени критика Логики Гегеля заключается в том,
чтобы увидеть перед собой простую реальность наличного бытия и
отказаться от всякого умозрения перед простым созерцанием этой
реальности, то недостаточность этого непосредственного созерцания и
необходимость практического отношения к миру, требует сохранить
данное отношение, как таковое, то есть признать мир существующим,
но вместе с этим, она, требует реанимировать ноуменальную сущность,
чтобы из понимания необходимого соотношения «сущности и проявления»
вывести необходимость той или иной политической практики. Эта
реанимация сферы ноуменального, так как действительность не
подчиняется чистым субстанциалистским детерминациям, но
переворачивает и обращает их постоянно против самих себя, эта
реанимация, требует далее, модификации сферы понятия сущности,
вплоть до того, чтобы она, как абсолютная и бесконечно живая
сущность, в недрах своих осуществляла себя через различие, то есть
была бы процессом обнаружения и бесконечного снятия противоречия.
То, что различие есть необходимый момент абсолютной, наполненной и
«экстемпоральной» субстанции в «новое время» ярче всего было
продемонстрировано Делёзом... Однако, при том, что ни в какой
другой философии не отдавалось столь полной дани моменту различия и
утвердительность - истина осуществляемой сущности в недрах своих
содержит различие – в Логике Жиля Делёза, однако, Делёз – достигает
лишь эстетического результата в своей философии, лишь описания
классовых отношений в их переходе от обоюдного нигилизма к общей
синергии, через механицические определения; вместо «желающее
самосознание», Жиль Делёз, например, говорит: «желающая машина» и
т.д.. Эта «природная категориальность» к границе которой подходит
Делез и за пределы которой он не умеет перешагнуть связана с той
онтологической проблематикой о тяготеющем иге которой он говорит в
14 главе «Логики Смысла». А именно: он признаётся, что не желает
вводить категорию «я» в понимание абсолютной субстанции, в
противоположность Сартру и Гуссерлю, так как считает, что он, сразу
же потеряет всю необходимую для «интенсивного бытия»,
конститутивную силу различия; что «различение растворится» в
сознании, и он, снова окажется в бессодержательном и
дурно-метафизическом понимании сущности. Делёз не внедряет «я» в
понимание абсолютной субстанции и все политические определения,
таким образом – вязнут в природной топике. Освобождение от этой
природной категориальности заключается в том, что абсолютная форма
субстанции понимается как бесконечная субъективность
(«R»>=<�«Я»), аффирмативность которой, в недрах своих
содержит самодвижение и знание о себе как идеальности всех
темпорально-пространственных универсумов: то есть – сознание, что
это другое «Я» столь же центрично в себе и столь же аффирмативно,
как и всё целое: дух видит себя как дух, определённый в себе и для
себя: свобода знает себя как свободу. Лишь этот последний шаг
отделяет панбогословскую философию Жиля Делёза (ибо Делёз сам
ссылается на Идеальный Синтез всех категорий в понятии Бога из
«Критики чистого разума» Канта), от систематической точки зрения
Гегеля. Лишь этот шаг отделяет историю мысли, как утекающую из-под
надзора традиции, от той Истории, где историчность «феноменологии
духа» снимается и убегающий от исторических оснований конец,
смыкается с корнем стремится к истоку, вплетается в место исхода,
ввергается в познанное начало, так как оно – стало прозрачным для
результата и, полностью отражается в нём.https://vk.com/wall-186985692_5232
Айдентика бренда: визуальный язык вашего бизнеса
Мой комментарий к записи «після 1960-х у СРСР фактично залишилося два потужних
Предсумеречные отражения в Царском Селе
Почтовое
Кронпринцу Дании Кристиану - 20
Стоит перенять в такси
Дневник Kalakazo – Фотоальбом: серия "Келломяки" – 7
Продвигается строительство

