Основные методики коррекции детей с нарушениями в развитии

топ 100 блогов ru_happychild — 13.11.2013 В реальности, существует не так уж и много коррекционных методик, изначально ориентированных на детей с отклонениями в развитии.
А именно – 4 основные методики, ярко отличающиеся по первичному подходу к рассмотрению «особого» ребёнка, а также по философии и педагогическим методам: ТЕАССН, АВА, Son-rise, предметотерапия.

TEACCH методика изначально представляла собой сборник упражнений и рекомендаций для специалистов и родителей детей с такими нарушениями развития.

Эта методика активно развивалась в Университете Северной Каролины США и теперь используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Бельгии, Дании и некоторых штатах США.
Эта программа требует специальной подготовки учителей, сотрудничества коррекционного педагога с семьей и врачами, наблюдающими ребёнка.

Изначально данная методика была разработана для детей в возрасте от 4 до 13 лет с речевым развитием, соответствующим 5-летнему возрасту. В ней учтены особенности речевого развития, характерные данному возрастному этапу, и особенности развития памяти у 5-летних детей.
При необходимости программу адаптируют для коррекционной работе с детьми младшего и более старшего возраста. В современном виде эта методика ориентирована на любых детей с общими нарушениями развития понимания других людей, в особенности для детей с аутизмом, умственной отсталостью и иными заболеваниями, приведшими к ЗПРР.

На протяжении многих лет в рамке методики ТЕАССН были разработаны специальные методы исследования и специальные принципы составления индивидуальных программ развития детей.
Речь идет о трех основных принципах:
• Исследование, ориентированное на психологическое развитие, охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития.
• Это исследование создает основу для разработки стратегий развития ребенка, при помощи которых можно достичь как краткосрочных, так и долгосрочных целей в воспитании и лечении детей.
• Индивидуальные программы развития с тренировочными заданиями, специально приспособленные к каждому ребенку, являются в итоге основной линией работы с ним.

Цель методики: формирование и развитие у детей с нарушениями развития навыков и умений по следующим сферам:
Имитация·
Восприятие·
Крупная моторика·
Тонкая моторика·
Координация глаз и рук·
Элементарная познавательная деятельность·
Речь·
Самообслуживание·
Социальные отношения

Все упражнения в рамках каждой сферы содействия развитию сгруппированы в соответствии 3-м уровням развития. Степень сложности задачи определяется возрастом развития. Первый уровень содержит задания для детей, чей общий результат развития соответствует возрасту от 0 до 2-х лет; второй уровень - от 2-х до 4-х лет, третий - от 4-х до 6-ти лет (диагностика проводится по Профилю психологического развития (PEP, Э.Шоплер, Р.Рейчл)).
В общем, вся индивидуальная программа развития ребёнка согласно этой методике делится на 3 части - понимание эмоций и их причин, понимание механизмов получения информации и игра.
Каждая из трех частей программы разделена на этапы, которые включают перечень упражнений и набор стимульного материала. Работа по методике TEACCH требует определённой организации пространственной среды. Если вы не имеете возможность перемещать мебель, убирать из поля зрения ребёнка лишние предметы, подбирать многообразные пособия и материалы для занятий, вам лучше отказаться от систематического применения этой методики.

Формирование понимания эмоций и причин их возникновения проходит в четыре этапа.
Первый этап – подготовительный, ребенок должен научиться узнавать и называть основные эмоции (радость, грусть, страх, гнев) на фотографиях и пиктограммах.
На следующем этапе детям предлагают схематично изображенные жизненные ситуации, которые вызывают у них различные эмоции. Ребенок должен усвоить, какую эмоцию должна вызывать та или иная ситуация.
Третий этап – формирование понимания эмоций, обусловленных желанием, и последний – понимание эмоций, обусловленных мнением.Упражнения подбираются таким образом, чтобы при формировании или развитии определенного навыка (к примеру, упражнение на сортировку служит развитию координации движений), также предъявляло требования к способностям ребенка из других сфер (относительно приведенного примера: к визуальному восприятию, пониманию речи и уровню познавательной деятельности).
Методика ТЕАССН ориентирована на упорядоченность действий и определённый ритуализм.
Так для ребёнка изначально создаётся комфортная среда. Весь день подчинён строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребёнок. Всем вещам присуждается определённое место. Так занятие начинается только после того, как на столе в определённом порядке будут уложены вещи. Рекомендуется, чтобы у ребёнка был определённый стул и стол – только для занятий. Личная тарелка, личная тряпочка для вытирания пола или стола, личный веник и т.д. Определённые действия усваиваются ребёнком до автоматизма многократным повторением, при этом используются карточки-подсказки.
Например, для обозначения еды- карточка с тарелкой, сна – рисунок кровати. Кроме слов педагог (мама) показывают ребёнку карточки.Ребёнок, не имеющий речи, также использует для общения карточки-подсказки.
Плюсы методики
В России в государственных учреждениях используется именно эта система, так как она наилучшим способом подготавливает ребёнка для его помещения в социальные государственные учреждения.
Например, если вы планируете отдавать ребенка в интернат.
Методика позволяет добиться управляемости ребёнка в ограниченном пространстве.
Методика последовательна, имеет широкий спектр наработок.
Методика не требует стопроцентного включения в прочесс коррекции родителей.
Методика иделально подходит для детей с наиболее тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Методика подходит для организации жизни семьи ребёнка с ограниченными умственными возможностями.

Только эта система подходит для привития бытовых навыков детям с умственной отсталостью с коэффициентом умственного развития ниже 34 баллов (выраженная идиотия, тяжёлая и глубокая олигофрения, и т.п)Минусы методики.

Методика опирается на утверждение, что ребёнку необходимо создать комфортную среду обитания хотя бы в рамках дома и заведения, которое посещает ребёнок. К сожалению, ребёнок начинает себя чувствовать себя спокойно только в знакомой среде.Например, дома ребёнок, обучавшийся по ТЕАССН, пролив воду, может её спокойно вытереть, взяв личную тряпку в обусловленном месте. Но пролив воду из чашки в гостях у бабушки, ребёнок или не заметит содеянного, или впадет в истерику, так как не сможет выполнить отработанную ранее программу: пойти в ванную, взять на определённой полке определённую тряпочку, вытереть, положить на место тряпочку. В доме бабушки всё иначе - другой стол, нет привычной ванной комнаты, а в ванной иная мебель, нет персональной тряпочки в цветочек, как дома. Алгоритм выполнения нарушен, и ребёнок ведёт себя так, будто навыка вытирания пролитой воды у него нет. С одной стороны это и минус методики, но в виду того , что ребёнок всё же научается навыкам самообслуживания в "родной" среде, то его можно нивелировать, как несущественный.
Основные методики коррекции детей с нарушениями в развитии autist

В мае 2014 года в Киеве будет проходить трёхдневный семинар по TEACCH: основы структурированного обучения детей с аутизмом.


подробная информация http://www.psycon.ua/trainings-seminars/teacch-osnovy-strukturirovannogo-obucheniya

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Священномученик Иоанн (Рыбин), священник. День памяти 19 октября. Иоанн Ефимович родился в 1877 в селе Журавлино в Самарской губернии в крестьянской семье. Служил псаломщиком и певчим, а в 1924 году был рукоположен во диакона. Через год он принял сан иерея и служил в храмах ...
Оригинал взят у v_alksnis2 в Счет 7:0 Продолжается просмотр и анализ видеозаписей с WEB-камер, установленных на избирательных участках Рузского района. Полностью закончен анализ по семи участкам. Результат - на всех семи участках активно ...
По вопросу драки в лагере ДОН.Успел пообщаться по телефону с очевидцами событий, которые готовы дать интервью. Позвонил нескольким журналистам - все они бояться, цензура и т.п. - Все же на той стороне очень серьезные политические фигуры.А суть ...
Такие булочки отлично подойдут для завтрака или перекуса. На их приготовление вам понадобится совсем немного времени. Конечно, вкуснее всего они с пылу с жару, но и в холодном виде тоже вполне неплохие. Фото в разрезе под катом. Ингредиенты : Булочка (несладкая) — 2 шт Яйцо — 2 ...
всем привет, товарищи почитал адовый тред про прогревы и хочу подкинуть говнеца в вентилятор. так получилось что я некоторое время ездил на тачке с турбиной и с указателями температуры и давления масла и вот что я хочу сказать когда заводишь ...