
Осмогласие неба.

Теперь посмотрим на небо.
Небо бывает ясным и пасмурным.
Ясное небо - когда видно солнце.
Пасмурное - когда солнце за тучами или облаками.
Бывает, конечно, переменная облачность, но о ней чуть позже.
С точки зрения художественной небо имеет четыре разных гармонии, мелодии. В живописи они называются "гаммами"
Утреннюю гамму (светло-зеленый, холодный розовый, холодный желтый )
Дневную гамму (теплый темно-синий в зените, холодно-голубой, белесый желтый у горизонта)
Закатную гамму (оттенки красного, желтого, оранжевого , фиолетового)
Ночную гамму (темной-коричневый, фиолетовый, темнозеленый)
Очевидно, что бывает ясное утро и пасмурное утро, ясный закат и пасмурный закат и т.д.
Таким образом у нас получается четыре гаммы при ясном небе - когда видно солнце (луну) и четыре гаммы при пасмурном- что в точности соответствует прямым и косвенным гласам октоиха.
При этом одна гамма- пасмурное ночное небо - представляет самую сложную для художника ситуацию - видимо, соответствует тяжелому гласу (7) в Октоихе.
Но как быть с переменной облачностью?
Разве это не третий вид неба?
Очевидно, что с точки зрения природы это состояние , когда солнце (луна) то видны, то не видны. При этом когда солнце выходит из-за туч, "включается" гамма ясная, когда заходит за тучи - включается гамма пасмурная.
Чему соответствует это в Октоихе?
Так называемым стихирам-четырехгласникам и осмогласникам.
В настоящее время в партесном пении о них и понятия не имеют даже опытные регента, но если кто посмотрит службу Успения в "Праздниках" хотя бы Синодального издания знаменного распева, то обнаружит вот что:
"



Можно с легкостью увидеть цифры а (1), е (5) и т.д.
Стихира поется не на один глас, а на все, при этом они меняются не 1-2-3-4-5-6-7-8 , а 1-5 (прямой и косвенный) 2-6 3-7 и 4-8
Если мы возвратимся к соответствию с состоянием неба, то окажется, что мы имеем ясное утро-пасмурное утро ясный день-пасмурный день ясный закат-пасмурный закат ясная ночь-пасмурная ночь, т.е. переменная облачность в течение дня.
С другой стороны в той же службе мы имеем стихиру четырехгласника, которая изменят глас 5-6-7-8 (пасморное утро-пасмурный день-пасмурный закат-пасмурная ночь)
Таким образом можно сказать, что это не совпадение, а проявление глубоких мелодических и гармонических связей традиционного октоиха (знаменного и других древних распевов) с самим мирозданием, ярче всего проявляющееся в созерцании неба.
|
</> |
