Оскорбленные правом
iolj — 20.01.2010
После каждой крупной катастрофы обязательно находятся те, кто
говорит о "каре Божьей, возмездии на головы грешников" и прочее. Не
бывает недостатка и в тех, кто, скажем так, очень эмоционально не
соглашается с первыми. Если кто не в курсе, вчера поднялся новый
бурлеж по поводу заявления главы РПЦ о трагедии на Гаити. Дескать,
он высказался в том смысле, что "по грехам вашим и воздаяние".
Характерно, что
слов Патриарха никто так и не
привел, и агентства, начиная с фергана.ру, занимались
вольным изложением, которое от раза к разу становилось все более
непохожим на первый вариант, зато все более соответствовало
потребности в зрелищах. Кстати, о зрелищах. Мне кажется очень
некрасивым использовать фотографии страдающих или мертвых детей в
качестве иллюстрации к своим текстам, какие бы правильные и нужные
мысли в нем не были высказаны. Давить на эмоции тех, кому и без
того тяжело дается думать, это преступно. А подумать в этой
ситуации есть о чем. Важно только оставить на время эмоции
(безусловно понятные и оправданные), отказаться от вербализации
личных фантазий "значит... тогда давайте... получается... скажите
это..." и, в случае возникновения подозрений, что я сказал,
что-то страшное и кощунственное, медленно и внимательно перечитать
этот пост сначала и успокоиться.
Итак, давайте подумаем:
1. Имеют ли право граждане РФ
верить в Бога (без
уточнения)? Да, это право закреплено в Конституции.
2. Имеют ли право граждане РФ
свободно выбирать
веру? Да, это право закреплено в Конституции.
3. Может ли выбранная вера включать в себя
причинно-следственную связь "грех - наказание"?
Да, см. п. 2.
4. Имеют ли право граждане РФ
открыто исповедовать
свои убеждения (п. 3)? Да, это право закреплено в Конституции.
Все, кого возмущают подобные заявления верующих, выступают против
чего? Против свободы совести, против свободы слова или против
Конституции вообще?
Ведь к подобным заявлениям можно относиться по-разному, принимать
или не принимать. Это понятно. Но возмущение-то вызывает
сам факт наличия иного убеждения. Люди искренне
говорят об оскорбленных чувствах, о гневе их переполняющем. Только
потому, что кто-то рядом смотрит на мир иначе и трактует
происходящее в нем по иным правилам. И если существует такое
острое, ярое, смертельное непринятия ближнего, соотечественника,
соседа, то можно ли говорить о том, что трагедия на Гаити задела
лучшие стороны человеческой личности. Голос ли это
сочувствия, сострадания, сопереживания, любви, наконец?