Оскорбленные правом
iolj — 20.01.2010 После каждой крупной катастрофы обязательно находятся те, кто говорит о "каре Божьей, возмездии на головы грешников" и прочее. Не бывает недостатка и в тех, кто, скажем так, очень эмоционально не соглашается с первыми. Если кто не в курсе, вчера поднялся новый бурлеж по поводу заявления главы РПЦ о трагедии на Гаити. Дескать, он высказался в том смысле, что "по грехам вашим и воздаяние". Характерно, что слов Патриарха никто так и не привел, и агентства, начиная с фергана.ру, занимались вольным изложением, которое от раза к разу становилось все более непохожим на первый вариант, зато все более соответствовало потребности в зрелищах. Кстати, о зрелищах. Мне кажется очень некрасивым использовать фотографии страдающих или мертвых детей в качестве иллюстрации к своим текстам, какие бы правильные и нужные мысли в нем не были высказаны. Давить на эмоции тех, кому и без того тяжело дается думать, это преступно. А подумать в этой ситуации есть о чем. Важно только оставить на время эмоции (безусловно понятные и оправданные), отказаться от вербализации личных фантазий "значит... тогда давайте... получается... скажите это..." и, в случае возникновения подозрений, что я сказал, что-то страшное и кощунственное, медленно и внимательно перечитать этот пост сначала и успокоиться.Итак, давайте подумаем:
1. Имеют ли право граждане РФ верить в Бога (без уточнения)? Да, это право закреплено в Конституции.
2. Имеют ли право граждане РФ свободно выбирать веру? Да, это право закреплено в Конституции.
3. Может ли выбранная вера включать в себя причинно-следственную связь "грех - наказание"? Да, см. п. 2.
4. Имеют ли право граждане РФ открыто исповедовать свои убеждения (п. 3)? Да, это право закреплено в Конституции.
Все, кого возмущают подобные заявления верующих, выступают против чего? Против свободы совести, против свободы слова или против Конституции вообще?
Ведь к подобным заявлениям можно относиться по-разному, принимать или не принимать. Это понятно. Но возмущение-то вызывает сам факт наличия иного убеждения. Люди искренне говорят об оскорбленных чувствах, о гневе их переполняющем. Только потому, что кто-то рядом смотрит на мир иначе и трактует происходящее в нем по иным правилам. И если существует такое острое, ярое, смертельное непринятия ближнего, соотечественника, соседа, то можно ли говорить о том, что трагедия на Гаити задела лучшие стороны человеческой личности. Голос ли это сочувствия, сострадания, сопереживания, любви, наконец?