Осколки прошлого
vadim_i_z — 05.11.2023 Прогулку по этому кварталу исторического района Уборки (начало здесь, продолжение здесь) закончим на улицах, имеющих схожие названия.Когда в конце девятнадцатого — начале двадцатого веков этот район бурно застраивался домами железнодорожников, нужно было придумывать названия улиц. Долго не думали, выбрав две модели. По одной улицы называли мужскими именами (Толстого была Мало-Георгиевской, Могилевская — Кирилловской), а по другой использовали названия городов, как белорусских (рядом были Полоцкая и Борисовская улицы), так и далеких от здешних мест. Так появились в Уборках Самарская и Тифлисская улицы, а там, где мы сейчас гуляем — Уфимская и Новоуфимская или, как писали раньше, Ново-Уфимская.
Об этой паре следует написать отдельно, а пока посмотрим только на то, что осталось от них рядом с железной дорогой.
Ново-Уфимская улица (буду пользоваться давним вариантом имени).
Посмотрите, какие реликтовые аншлаги сохранились на доме № 4. Синий родом из пятидесятых годов.
А этот, пожалуй, сделан до войны. И судя по проводам, еще относительно недавно был подсвечен.
На этом участке остались всего два дома и дальше, казалось бы, тупик, улица упирается в современную магистраль. На самом деле не все так просто: через 700 метров улица возрождается и тянется до железнодорожной ветки гомельского направления. Но об этом мы поговорим в другой раз.
А это Уфимская улица. Два дома, шестой...
...и восьмой.
Любители городских пасторалей будут, возможно, растроганы, а я... я процитирую фрагмент своей давней заметки 2015 года, посвященной проекту развития этого уголка города:
Да, районы деревянной застройки обладают своим шармом. Да, они несут дух городской старины. Да, мне нравятся эти кварталы и я стараюсь запечатлевать их для истории. Но выступила на презентации женщина, живущая в одном из этих домиков по Уфимской улице.С тех пор, напомню, прошло уже восемь лет. Домики стоят на месте, колонка тоже. Правда, ее благоустроили:
Домик, в котором она и ее мама - ветеран войны - живут всю жизнь, построен в 1918 году, не имеет даже холодного водоснабжения, воду носят из колонки. Уборная, естественно, во дворе. Еще в семидесятые годы им объявили, что квартал идет под снос и что ничего строить или всерьез благоустраивать нельзя. В семидесятые - это, если что, сорок лет назад, потом такое повторяли каждые несколько лет.
- Когда нас наконец снесут?- спросила она архитектора проекта. Тот ответил, что во всяком случае не в ближайшие два года. Еще два года...
Об Уфимской улице и самом известном ее здании рассказ тоже впереди. А пока впереди многоэтажные новостройки, ну а будущее старых домов остается неопределенным. Такие дела.
|
</> |