Оскар 2022: буря пронеслась, осадочек остался
petrus_paulus — 15.02.2022Неделю назад объявили номинантов на очередной Оскар, раздача которого состоится в этом году в конце марта. То ли приоритеты в западном обществе изменились, то ли всем попросту надоела вся эта свистопляска с правами негров, инвалидов, ЛГБТшников и прочих «несправедливо униженных», то ли народ элементарно устал от ковида с его бесконечными ипостасями – словом, список номинантов в этом году невероятно порадовал. Чуда, как и в прошлом году, не случилось, но, по крайней мере, и доминирования «чёрного» кино, приключившегося год назад по вполне понятным причинам, тоже не произошло. Ну, обо всём по порядку.
Собственно, полностью из серии «чёрного» кино у нас в меню всего два фильма – «Король Ричард» и «Поездка в Америку-2». Первый фильм имеет шесть номинаций, из них половина в основных – лучшие фильм, режиссура и главная мужская роль, отрада для Уилла Смита. В номинацию за второстепенную женскую роль попала Онжаню Эллис, сыгравшая экранную супругу Смита и мать будущих чемпионок и имеющая богатый послужной список ролей в кино про рабов, переиграв кучу всяких рабынь. «Король Ричард» - это не про Шекспира, это про Ричарда Уильямса, отца и тренера американских теннисисток сестёр Уильямс, которых Шамиль Тарпищев в своё время окрестил «братьями Уильямс» в силу их мужеподобности, чем очень обидел американскую общественность и потом извинялся. Кино откровенно слабое и претенциозное, наверное, самый неудачный фильм из всех номинантов. Я бы назвал такое кино производственным, подобный слащаво-патриотичный стиль на тему спорта клепают и у нас – вспомните, например, недавнего «Стрельцова».
Вторая «Поездка в Америку», сделанная исключительно ради Эдди Мерфи (он там, как обычно, играет сразу несколько ролей) как его бенефис, угодила лишь в одну номинацию, костюмную. Безусловно, есть за что, хотя насчёт дизайна костюмов есть среди кандидатов фильмы и посильнее. Последнее произведение Мерфи – чистейшей воды негритянский кэмп. Да и сам по себе фильм поверхностный и годится лишь под пиво с чипсами.
На этом всё – больше никакого «чёрного» кино нет! Есть лишь соблюдение необходимых пропорций, которое в нынешнем году выглядит вполне обычным и не раздутым до безобразия. Кроме Уилла Смита, на главную мужскую роль выдвигается ещё один чёрный актёр, Дэнзел Вашингтон за теперь уже шекспировскую роль Макбета в новом фильме Джоэля Коэна «Трагедия Макбета» (подробнее об этой замечательной картине здесь). Трое остальных – искромётнейший и великолепно пластичный и искренний Эндрю Гарфилд за «Тик, так… Бум!», бомбический Бенедикт Камбербетч за «Власть пса» и очаровательный и тонкий Хавьер Бардем за «Быть Рикардо». В этом году Бардем идёт в паре с другой знаменитой уроженкой Испании, Пенелопой Крус – она выдвигается на главную женскую роль за «Параллельных матерей» Альмодовара (у этого испаноязычного фильма ещё одна номинация – за музыку Альберто Иглесиаса, подробнее о картине здесь). Вообще, эта номинация сегодня полностью «белая» - Крус здесь самая смуглая из всех представленных актрис, потому что остальные – британка Оливия Колман за «Незнакомую дочь», австралийка Николь Кидман за «Быть Рикардо» (роль исполнена великолепно), американка Кристен Стюарт за роль принцессы Дианы в тревожной и чувственной фантазии-элегии «Спенсер» (выдвинута совершенно заслуженно, а не потому, что лесбиянка) и американка же Джессика Честейн за «Глаза Тэмми Фэй» - на мой взгляд, одна из лучших ролей актрисы, сделанная совершенно гениально и единственная реально заслуживающая Оскара.
Безобразие?! Опять одни белые?? Нет)). Чёрные актрисы отыгрываются в номинации за второстепенную роль – их там две. Кроме Эллис, здесь же Ариана ДеБозе за новую версию «Вестсайдской истории» от Стивена Спилберга, неведомо для чего снятую и засветившуюся аж в семи номинациях. Спилберг давно говорил, что очень хочет сделать это ремейк. И, поскольку он Спилберг и запретить ему никто не может, он и сделал то, что захотелось. А вот надо ли смотреть это нам?.. Голоса у солистов так себе, хоть и картинка отличная. Но в музыкальном кино одной картинки мало… Тем более, если речь идёт о таком потрясающем произведении, как мюзикл Леонарда Бернстайна. И тем более, что затмить «Вестсайдскую историю» Роберта Уайза 1961 года, завоевавшую аж 10 Оскаров, вряд ли получится. Даже если пригласить старую легенду, Риту Морено, из оригинальной картины. И даже если ты Спилберг.
Триумфатор предстоящей церемонии по количеству номинаций – «Власть пса» от ветерана и живого классика Джейн Кэмпион, получивший двенадцать номинаций. Примечательно, что в этом году она – единственный режиссёр-женщина, выдвигающаяся в этой категории. И, судя по всему, она Оскара и получит. Потому что кино получилось отменнейшее. Следя за размеренным и тревожным действием «Власти пса», меня всё время не покидала мысль о некой библейскости происходящего на экране, подначиваемая названием, которое явно из Библии, только не помню откуда точно. И никаких тебе негров – роль расовых меньшинств здесь играют индейцы, но зато есть скользкий намёк на латентный гомосексуализм (куда ж без него теперь), который не получает вообще никакого развития, но катастрофически оборачивается для главного героя, замкнувшегося в собственной агрессии и робко впускающего в свою жизнь существо, которое, как ему кажется, много слабее его самого. И цитата из Библии всё-таки звучит в самом конце, полностью приводя все мысли в порядок. Фильм – лидер по количеству актёров, попавших в список номинантов. Кроме Камбербетча, мы видим здесь исполнителей второстепенных ролей Кирстен Дунст, Джесси Племонса и Коди Смита-Макфи.
Второй по числу номинаций – облизанная критикой, обмазанная слюнями и обклеенная сердечками восторженных зрителей, обитающих в мире собственных и чужих фантазий, «Дюна» Дени Вильнёва. Примечательно, что сам Вильнёв даже не удостоился рижиссёрской номинации, а из тех десяти, куда фильм взяли, лишь одна основная – за лучший фильм, да и то лишь потому, что просто надо, для разбавки. Всё остальное – чисто технические категории (монтаж, декорации, звук, визуальные эффекты, грим, оператор и т.д.). Вообще, номинация за лучший фильм года из чистого искусства представляет всего три картины – уже упомянутая «Власть пса», филигранно выверенная стилистически под Голливуд 40-х «Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо (он использовал массу приёмов почти столетней давности для выстраивания мизансцен, постановки света в кадре и пошива костюмов, что дало фильму 3 дополнительных номинации – оператора, костюмы и декорации), и нашумевшая социально-политическая и великолепно смонтированная сатира «Не смотрите наверх!», про которую и так все знают (замечательная роль Мерил Стрип, представившей нам гибрид Трампа с Байденом). Всё прочее – удовлетворение сегодняшней конъюнктуры: «Дюна» для развлекательного кино, «Вестсайдская история» для музыкального, «Король Ричард» для «чёрного», «Пицца с лакрицей» про межполовые отношения с разницей в возрасте, «CODA: ребёнок глухих родителей» про инвалидов, «Белфаст» про межрелигиозные конфликты (подробнее о двух последних фильмах здесь) и вполне ожидаемо японский «Сядь за руль моей машины», затрагивающий сразу несколько актуальных тем.
Почти три часа размеренного действия, которое не отпускает ни на минуту. Прекрасный крепкий сценарий по повести Харуки Мураками вкупе с мастерством режиссёра Рёсуке Хамагути создают великолепный эффект воздействия на зрителя. Кино поддерживает нынешний тренд – оно о постановке в Хиросиме чеховского «Дяди Вани», при этом актёры приглашены не только японские, но и с Тайваня, и из Южной Кореи, и играют они каждый на своём языке – на японском, китайском и корейском. Одна актриса вообще глухонемая и играет на языке жестов, причём в его корейском варианте. Между актёрами и режиссёром возникают гораздо большие отношения, чем рабочие – они переходят в духовную плоскость, перемешивая их внутренние миры и обогащая их. Невероятно атмосферное зрелище, хотя я склонен расценивать его выдвижение сразу в четырёх номинациях, а не в одной, за лучший фильм на иностранном языке, как шлейф от триумфа двухлетней давности южнокорейских «Паразитов» и прошлогоднего провала южнокорейской же «Минари». «Сядь за руль моей машины» выдвигается и в главной номинации, и за режиссуру, и за адаптированный сценарий.
Жаль, что полностью прокатили Уэса Андерсона с его «Французским
вестником», зато отрадно видеть замечательный фильм «Круэлла» в
«его» номинациях – за костюмы и грим; ностальгический и откровенный
«Белфаст» Кеннета Браны в семи номинациях и «Дом Гуччи» Ридли Скотта в гримёрской номинации –
превращение Джареда Лето во Владимира Зельдина Паоло Гуччи
там просто потрясающе!
Несмотря на осадочек, оставшийся после тошнотной и насквозь фальшивой прошлогодней церемонии Оскара, можно констатировать, что буря с «защитой прав» всяких меньшинств пронеслась, и кинопроцесс возвращается, хоть и с большими усилиями, в привычное русло. Главное – чтобы пупок не развязался, иначе хлынет на нас опять…
(c) petrus_paulus
Желающим оценить мой труд и поддержать продолжение ведения этого блога — Сбербанк 2202 2032 7122 6575, заранее спасибо!