Органическая часть западной культуры
kot_begemott — 14.03.2021Ориентация русской цивилизации на добро и зло - то есть предпочтение добра - наглядно сказывается в отношении к проведению на ВДНХ выставки «Миры тела» (на экспозиции представлены реальные человеческие тела и органы, обработанные методом полимерной пластинации).
ледует хорошо понимать, что, делая выбор между этическими категориями главным, поставив этику во главу угла, как мерило отношения ко всему новому, мы тем самым положили заслон развитию:
- автор выставки может заработать и уплатить налоги в бюджет
- ограничена внутренняя свобода других изобретателей, желающих подобным образом заработать.
Собственно, проблема шире, и это лишь одна из сторон, почему русская цивилизация неспособна к самостоятельному развитию. Но пока не будем об этом.
Церковь ожидаемо выступает против выставки. Но аргументирует неточно. Проблема не в неуважении к человеческому телу. Вся суть - в отношении к жизни и смерти. Точнее, смерти. Ибо только смерть, сам факт нашей смертности ставит вопрос: ради чего живёт человек? Какой смысл в жизни, если она оканчивается смертью?
Если мы профанируем смерть, обесцениваем человеческое тело после смерти, то тем самым профанируем и жизнь. Получается, что в жизни нет высшего смысла, нет деления на добро и зло. И нет общих, важных для всех ценностей. Нет признаваемых всеми обязательных нравственных регуляторов. Каждый может вытворять всё, что угодно. В простейшем случае - не отвечать за тех, кого приручил. Кто может и должен быть дорог.
Это очень важная символически вещь - что в нашей культуре покойника хоронят в земле. А не сплавляют в лодке, бросают в реку или сжигают на открытом костре. Тем самым в сознании живущих создаётся искусственная, зримая преграда между жизнью и смертью. Смерть где-то там, в другом измерении. Она окружена ореолом таинственности. И потому - именно потому - жизнь обретает высший смысл. И мы вынуждены относиться к ней ответственно. И к своей, и к чужой.
Сюда следует добавить о пышности ритуала похорон. Мертвеца кладут в красивый гроб, обставляют цветами. Часто несут под музыку. Хотя, принимая во внимание, во что превратится это тело в считанные дни - оно того стоит? Но дань уважения к покойному нужно нам, живым. Это выражение значимости человеческой жизни. Это продолжение уважения к ней и после смерти.
Вся наша культура ориентирована на высший смысл. И потому мы, русские, понимаем искусство не как способность отдельного творца поразить воображение праздных зевак очередной оригинальной инсталляцией, но как способность сеять разумное, доброе, вечное. Что укрепляет высшие ценности в нашем сознании и в обществе. Что помогает жить.
Есть вечные темы:
- жизнь и смерть
- добро и зло.
- истина и ложь
- любовь и ненависть
- верность и предательство
- дружба и вражда,
- богатство и бедность
- сила и слабость.
- глупость и разум,
- родители и дети
В каждую эпоху эти темы поворачиваются новой стороной.
В нашей культуре их и отражает искусство.
В обобщённой форме, в виде художественных образов
Понятных для данного времени.
Если искусство занимается только перформансами да инсталляциями, значит, вечных тем для общества нет. Как нет и добра и зла. Живёт другим.
Важно понять, что выставка - органическая часть западной культуры. Она вплетена в густую сеть общественных, культурных и экономических отношений, принятых на Западе. И которых у нас и в помине нет.
И потому у нас она пребывает как бы вырванная из контекста, "в чистом виде".
К чему обращены экспонаты выставки? Что они будят в человеке? Праздное любопытство, не более того. Желание заглянуть за границу запретного. Выражаясь христианскими категориями, посетителю предлагают отведать нечто вроде запретного плода с эдемского дерева.
Проблему грехопадения перволюдей иногда упрощают. Вот, мол, был некий запрет, который нарушили люди, за что были наказаны. При этом за кадром остаётся не менее важный вопрос: как они отнеслись к собственному нарушению? Как оно повлияло на них? Что изменило в их сознании и жизни?
Посетитель выставки в некотором роде обменивает всю систему наших ценностей на простое любопытство - поскольку в познавательном плане выставка ничтожна, куда полезнее читать книги по анатомии. Даже для детей такие есть. Большие, яркие и наглядные. А выставка - это прежде всего шоу. Которое камуфлируется под познавательные цели. Но какие знания можно получить, рассматривая кривляющиеся трупы под софитами?
Нужно называть вещи своими именами. Выставка воздействует на примитивные чувства, подменяя ими отношение к смерти как чему-то таинственному и высокому. Тем самым - в некотором роде - ведёт к умалению, а потом и уничтожению нравственного и смыслового комплекса, на котором основана наша культура. Везде в этом рассуждении использована модальность, прошу учесть.
Конечно, сама по себе одна выставка много бед не натворит. Однако как тенденция выглядит угрожающе. И ещё неизвестно, что будет, если выставка станет мега-популярной в обществе.
Теперь вопрос, что делать? Нетрудно видеть, что эта выставка бросает вызов всей нашей культуре. Самое первое, что приходит в голову - запретить. Однако тем самым проблема не решается. Выставка - порождение западного мира. Который есть данность и оказывает влияние самим фактом существования. Его не запретишь. Даже более того - чем больше запретов, тем он становится привлекательнее. Тем более возвышается в наших глазах. Приобретает особую, высшую ценность. Так уже было в СССР.
Выставку с готовностью признают люди, в чьём сознании понятие свободы вырвано из целостного контекста. Для которых свобода и Запад являются самостоятельными, высшими ценностями. Которые сердцем изменили нашей культуре. С другой стороны, нельзя не признать, что наша власть, а равно и общество сделали не особо много для развития родной культуры - чтобы был стимул хранить ей верность. Даже особенных праздников не ввели. Когда люди могли бы подурачиться всласть. Что уж до высоких ценностей!
Остаётся путь развития собственной культуры. Чтобы она стала не менее интересной для обывателя. Чтобы противодействовала проникновению западной по мере возможности. Чтобы люди смотрели на западные извращения иронически. Чтобы не через внешние, формальные запреты со стороны власти, но сами, по своей воле, отрицали эту культуру. "Такой акционизм нам не нужен".
|
</> |