Орёл. Свободное пространство. Маленькие трагедии

Опять билеты в театр свалились, надо идти, реклама сильно завлекающая — новое прочтение старой пьесы...

«…О бедность, бедность!
Как унижает сердце нам она!»
«…выстрадай сперва себе богатство,
А там посмотрим, станет ли несчастный
То расточать, что кровью приобрел»
«Ужасный век, ужасные сердца!»
«Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше»
«…гений и злодейство —
Две вещи несовместные»
«Одной любви музыка уступает;
Но и любовь — мелодия...»

Честно скажу, что со школьных времен сам текстовый первоисточник внушает трепет своей эстетической изысканностью и литературной неподражаемостью, поэтому отношение к спектаклю, хочу сказать, было однозначно предвзятое.
Кто же у нас тут играет —

Я хочу сказать, что я огромный почитатель фильма Михаила Швейцера 1979 года, есть с чем сравнить...
Тем не менее, мы в зале...

Несколько слов от театра — Наш спектакль — глубоко субъективное прочтение трагедий Пушкина. Здесь главным станет не только то, что хотел сказать автор, а то, что мы можем услышать, то, что в нас отразилось, то, что важно для нас сейчас, то, как мы сегодня на краю экзистенциальной бездны проживаем драматические опыты бессмертия.
Смотрим...

Скупой рыцарь
Композиционно две первые сцены пьесы служат представлением,
экспозицией конфликта двух главных героев и непримиримых
противников — барона Филиппа и его сына Альбера. В третьей сцене, в
которой противники обратились к внешней силе, их феодальному
сеньору — герцогу, конфликт стремительно вырывается наружу и
заканчивается трагически — смертью старого барона.

Если бы, что и хотел отметить, то это — скупость убранства и обстановки. Хороший текст испортить не удалось, но и особой яркости артистического таланта не увидел...
Я же помню —
Моцарт и Сальери
В мае 1825 года скончался знаменитый итальянский композитор Антонио
Сальери и по Европе пронеслись слухи, что на смертном одре он
признался в отравлении Моцарта. Эти слухи произвели на Пушкина
большое впечатление и он решил взять за фабулу пьесы событие из
жизни реально существовавших и всемирно известных людей под их
собственными именами. Знакомые Пушкина позднее упрекали поэта за
то, что он осмелился вынести приговор Сальери, не имея для этого
достоверных оснований. В ответ в небольшой заметке Пушкин привёл
анекдот о том, как Сальери освистал музыку Моцарта на премьере «Дон
Жуана»: «Завистник, который мог освистать „Дон Жуана“, мог
отравить его творца».

Поиски новизны постановки привели режиссёра театра к тому, что Моцарта исполняет девушка. Забавно, но прелести пьесе не добавляет...
Каменный гость
Одним из главных отличий
«Каменного гостя» от предыдущих двух маленьких трагедий пушкиновед
Благой отмечал разницу в характере исследуемой страсти. Для барона
Филиппа и Сальери их страсти носили центростремительный характер,
замыкали их вглубь себя и уводили их от жизни и людей. Иначе с Дон
Гуаном — его жажда любви влекла его к людям, к жизни. С этим
связано и изменение характера пьесы, вместо камерных сцен с
ограниченным числом участников, четыре сцены «Каменного гостя»
содержат большое количество действующих лиц.

Этот эпизод пьесы решен в американском гангстерском стиле по временам первой половины прошлого века. Не увидел в этом особой необходимости и требуемой новизны...
Пир во время чумы
Знакомство Пушкина с
драматической поэмой Уилсона «Город чумы» скорее всего состоялось
Болдинской осенью, во время эпидемии холеры. Взяв за основу лишь
малый эпизод безумного пира из серии картин в охваченном чумой
Лондоне середины 17 века, Пушкин сумел творчески переосмыслить и
написать цельное произведение, в центре внимания которого
столкновение человеческих натур и характеров.

Самая слабая сцена спектакля — эксплуатировали труд местных студентов, ну очень непрофессионально получилось...
Нет, не такой спектакль я хотел увидеть... Это для школьников, не жаждущих почитать первоисточник.

Может быть... Может быть. Премьера спектакля состоялась: 20 апреля 2024 г. Может быть ещё разыграются...