Орёл нижнего мира
anairos — 13.12.2025
Так получилось, что в последнее время интернет регулярно
подкидывает мне материалы по змеиным культам. Гностики-офиты,
домашние змеи прибалтов, лабиринты в форме двух переплетённых змей,
заклинания нагов у индийских буддистов, вот это вот всё.И я понимаю, змея действительно мощный и древний архетипический образ. Однако мне намного реже встречаются интересные тексты по культу птицы – хотя этот архетип по своей силе и древности не уступает змеиному.
Птица – давний символ мудрости и магии. В сказках понимать язык птиц – значит быть в состоянии поговорить с чем угодно во вселенной, обрести тайное знание. Птицы научили Соломона всей его магической премудрости.
Один из канонических текстов буддийской школы Чистой Земли – меньшая Сукхавативьюха-сутра – гласит, что именно птицы служат наставниками буддийских премудростей во владениях Амитабхи. Шесть раз в сутки они поют прекрасными голосами о ценностях и добродетелях буддизма, и всякий, кто их слышит, погружается в осознание Будды, Дхармы и Сангхи.
Возможно, я даже заведу привычку время от времени делиться с вами интересными моментами птичьего культа.
А для затравки поговорим сегодня об одной величественной, но сравнительно малоизвестной мифологической птице.
Это орёл Хресвельг.
Все, кто о нём говорит, сходятся в том, что это существо из рода великанов-ётунов. А вот дальше описания расходятся.
Так сказано в Старшей Эдде, в поэме «Речи Вафтруднира»:
«Хресвельг сидит
у края небес
в обличье орла;
он ветер крылами
своими вздымает
над всеми народами».
В Младшей Эдде Снорри Стурлусон повторяет практически то же самое, только добавляет детали: Хресвельг обитает у северного края небес, а ветер поднимается, когда он расправляет крылья, готовясь взлететь.
Однако современные язычники предпочитают другой вариант: орёл Хресвельг сидит на вершине мирового древа, ясеня Иггдрасиль, и враждует со змеем Нидхёггом, вечно подгрызающим корни.
А ещё это существо есть в игре God of War, но там оно, как и многое другое из скандинавской мифологии, сильно изменилось за лето.
Тут, для начала, Хресвельг – это она. Гигантская птица с четырьмя крыльями, больше похожая на ворона, чем на орла, она восседает на самой высокой башне промёрзшего загробного мира Хельхейм и видит всё, что там происходит. Фактически, она и есть Хель, хозяйка этого царства.
Впрочем, связь с ветром у неё осталась. От крыльев Хресвельг поднимаются ледяные ветра Хель, гасящие любое пламя и вымораживающие душу насквозь. Но в них же заключена и магия, которую герои используют для решения головоломок этого мира.
И... если смотреть с точки зрения символической мифо-логики, все эти три описания – на самом деле разные способы говорить об одном и том же.
Я уже писал раньше, что в мифе граница тождественна середине. Делая шаг за край мира, ты оказываешься в центре вселенной, в точке схождения всех миров и царств. Только там, за гранью, может расти мировое древо, и потому там же находится и Хресвельг.
Орёл же тождественен ворону. Для многих народов основная черта орла – то, что он питается трупами (даже в евангелии, если помните, есть фраза «где будет труп, там соберутся орлы»). А потому обе птицы связаны с загробным миром и исходящей оттуда магической силой.
Само имя Хресвельг, по одной из этимологий, переводится как «пожиратель трупов». А это – повсеместный эвфемизм для могилы или гроба. В греческом языке каменный гроб даже буквально называется саркофагом, то есть «плоти пожирателем».
Могила есть то же самое, что загробный мир. А загробный мир есть то же самое, что владыка этого мира. Это он поглощает мёртвых, превращая их в духов, и он же возвращает жизненную силу снова в вечный цикл рождений и смертей, давая жизнь всему живому.
И ветер тут тоже не случаен. Во многих языках, и не только индоевропейских, понятия «ветер», «душа» и «дыхание» обозначаются одним словом, или родственными словами. Ветер – дыхание мира, жизненная сила. Тот, кто рождает ветер, есть в то же время тот, кто дарует жизнь.
А для скандинавов ветры связывались ещё и с ведовской магией сейдра. Душа, ветер и пряжа – для ведьмы-сейдконы это одно и то же. Она может сплести судьбу, намотать ветер на веретено или завязать в узелок. И хотя родоначальницей сейдра в мире людей считалась Фрейя, не ошибётся та ведьма, что будет полагать Хресвельга своим покровителем и источником силы.
Так что, когда Кастанеда писал о «нитях осознанности» и Орле, который дарует человеку осознание и пожирает его после смерти – он лишь излагал крайне упрощённую и приспособленную к нью-эйджу версию мифологических образов.
|
|
</> |
Оплата зарубежных сервисов и подписок
Вещи, запрещенные в Сингапуре
The Life of Luxury: Амелия Виндзор
Дмитрий Пожарский. Часть 6. Московское сражение, 22 августа 1612 года
Наше старое кино
"Джамбо" в Нетании
20 миллиардов долларов для поддержки разваливающегося СССР
Мурманск - ноябрь 2025 - продолжение
да это же Клетчатый!

