Орёл нижнего мира

топ 100 блогов anairos13.12.2025 Так получилось, что в последнее время интернет регулярно подкидывает мне материалы по змеиным культам. Гностики-офиты, домашние змеи прибалтов, лабиринты в форме двух переплетённых змей, заклинания нагов у индийских буддистов, вот это вот всё.

И я понимаю, змея действительно мощный и древний архетипический образ. Однако мне намного реже встречаются интересные тексты по культу птицы – хотя этот архетип по своей силе и древности не уступает змеиному.

Птица – давний символ мудрости и магии. В сказках понимать язык птиц – значит быть в состоянии поговорить с чем угодно во вселенной, обрести тайное знание. Птицы научили Соломона всей его магической премудрости.

Один из канонических текстов буддийской школы Чистой Земли – меньшая Сукхавативьюха-сутра – гласит, что именно птицы служат наставниками буддийских премудростей во владениях Амитабхи. Шесть раз в сутки они поют прекрасными голосами о ценностях и добродетелях буддизма, и всякий, кто их слышит, погружается в осознание Будды, Дхармы и Сангхи.

Возможно, я даже заведу привычку время от времени делиться с вами интересными моментами птичьего культа.

А для затравки поговорим сегодня об одной величественной, но сравнительно малоизвестной мифологической птице.

Это орёл Хресвельг.

Все, кто о нём говорит, сходятся в том, что это существо из рода великанов-ётунов. А вот дальше описания расходятся.

Так сказано в Старшей Эдде, в поэме «Речи Вафтруднира»:

«Хресвельг сидит
у края небес
в обличье орла;
он ветер крылами
своими вздымает
над всеми народами».


В Младшей Эдде Снорри Стурлусон повторяет практически то же самое, только добавляет детали: Хресвельг обитает у северного края небес, а ветер поднимается, когда он расправляет крылья, готовясь взлететь.

Однако современные язычники предпочитают другой вариант: орёл Хресвельг сидит на вершине мирового древа, ясеня Иггдрасиль, и враждует со змеем Нидхёггом, вечно подгрызающим корни.

А ещё это существо есть в игре God of War, но там оно, как и многое другое из скандинавской мифологии, сильно изменилось за лето.

Тут, для начала, Хресвельг – это она. Гигантская птица с четырьмя крыльями, больше похожая на ворона, чем на орла, она восседает на самой высокой башне промёрзшего загробного мира Хельхейм и видит всё, что там происходит. Фактически, она и есть Хель, хозяйка этого царства.

Впрочем, связь с ветром у неё осталась. От крыльев Хресвельг поднимаются ледяные ветра Хель, гасящие любое пламя и вымораживающие душу насквозь. Но в них же заключена и магия, которую герои используют для решения головоломок этого мира.

И... если смотреть с точки зрения символической мифо-логики, все эти три описания – на самом деле разные способы говорить об одном и том же.

Я уже писал раньше, что в мифе граница тождественна середине. Делая шаг за край мира, ты оказываешься в центре вселенной, в точке схождения всех миров и царств. Только там, за гранью, может расти мировое древо, и потому там же находится и Хресвельг.

Орёл же тождественен ворону. Для многих народов основная черта орла – то, что он питается трупами (даже в евангелии, если помните, есть фраза «где будет труп, там соберутся орлы»). А потому обе птицы связаны с загробным миром и исходящей оттуда магической силой.

Само имя Хресвельг, по одной из этимологий, переводится как «пожиратель трупов». А это – повсеместный эвфемизм для могилы или гроба. В греческом языке каменный гроб даже буквально называется саркофагом, то есть «плоти пожирателем».

Могила есть то же самое, что загробный мир. А загробный мир есть то же самое, что владыка этого мира. Это он поглощает мёртвых, превращая их в духов, и он же возвращает жизненную силу снова в вечный цикл рождений и смертей, давая жизнь всему живому.

И ветер тут тоже не случаен. Во многих языках, и не только индоевропейских, понятия «ветер», «душа» и «дыхание» обозначаются одним словом, или родственными словами. Ветер – дыхание мира, жизненная сила. Тот, кто рождает ветер, есть в то же время тот, кто дарует жизнь.

А для скандинавов ветры связывались ещё и с ведовской магией сейдра. Душа, ветер и пряжа – для ведьмы-сейдконы это одно и то же. Она может сплести судьбу, намотать ветер на веретено или завязать в узелок. И хотя родоначальницей сейдра в мире людей считалась Фрейя, не ошибётся та ведьма, что будет полагать Хресвельга своим покровителем и источником силы.

Так что, когда Кастанеда писал о «нитях осознанности» и Орле, который дарует человеку осознание и пожирает его после смерти – он лишь излагал крайне упрощённую и приспособленную к нью-эйджу версию мифологических образов.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Джордж Эйберт, бывший сотрудник разведки ВВС США: Почему Турция сбила российский военный самолёт? Турция настолько уступает России с военной точки зрения, что она вряд ли совершила бы военный акт против России без ободрения со стороны Вашингтона. Мы можем думать, что Турция счита ...
В связи с восточными ветрами в Таганрогском заливе образовались большие отмели. Ушедшая вода и ровная поверхность бывшего морского дна вызвала массовое желание местных автолюбителей устроить покатушки на нём и протеститировать свои автомобили. Однако пески оказались еще какими ...
Опубликован список желающих получить мегагранты. Встречаются знакомые фамилии, в большинстве своем это ученые довольно высокого уровня, есть даже белорусы. Тем не менее бросается в глаза наличие в списках кандидатов постпенсионного возраста, ...
В продолжении темы Весной я в маленький горшочек, Как в детстве, всё без суеты, ...
Флешмоб про вопросы или/или. Не первый раз в ЖЖ всплывает и каждый раз я участвую:) 1. Одной или в компании? В компании, конечно. Я в целом люблю тусню, общество, компанию, другое дело, что времени и логистики на это дело нет. 2. Дома или в гостях? В гостях. Я очень люблю ходить в гости. ...