Орёл и дракон - 25

топ 100 блогов alexandrov_g26.02.2010 Что такого уж особенного в Индийском Океане? Он что, мёдом намазан? Чем он так ценен нынешней, современной нам инкарнации матери-истории?

Чего все туда полезли?

Туда - это вот сюда:

Орёл и дракон - 25 Photobucket


Это - Индийский Океан. На карте очень хорошо видны забитые в азиатскую бочку затычки, отгораживающие от "тёплых морей" Россию и Китай. Затычка "Бирма" и затычка "Афгано-Пакистан". Китай, правда, где был, там и остался, а вот Россия нынче не только оборотилась ЭрЭф, но её вдобавок и от моря отодвинули подальше, для надёжности добавив к пробке несколько слоёв из бывших лет двадцать назад самою Россией, а сегодня обретших независимость государств "Центральной Азии".

К любой бочке затычкам мы ещё вернёмся, а пока попробуем поразмышлять о причинах, по которым центр мира смещается на юг.

Причины, вообще-то, очень просты.

В Индийский Океан лезут потому, что - война. Война вроде бы невидимая и война вроде бы неслышимая. Война, которой вроде бы нет. Война, для которой и строят государства (те, конечно, что не только понимают, для чего строительство нужно, но ещё и могут себе такое строительство позволить) военно-морской флот.

Мы с вами живы потому, что имеем возможность дышать. Воздухом. Невидимой эфемерностью. Дышим и даже того не замечаем. Не обращаем внимания. Да и как прикажете постоянно осознавать процесс дыхания, когда голова занята великим множеством очень важных для нас проблем. Жизненно, замечу, важных. Но куда все эти проблемы денутся, если кто-то (или что-то) лишит нас доступа к незамечаемой нами чепухе - воздуху?

Точно так же рядовой человек мало того, что не даёт себе труда замечать, но никогда даже и не пытается задуматься, а откуда же берётся не только питающий его хлеб насущный, но и многое другое, от трусов и до троллейбуса, от света в лампе и до беспроволочного телефона-телеграфа-интернета. А берутся-появляются все эти невообразимые в своей множественности соблазны, которыми мы пользуемся и глаз себе не вырываем, благодаря не останавливающейся ни на наносекунду циклопической машине мирового хозяйства. А бесперебойно работает эта Machine потому, что существует такая штука, как мировая торговля.

"Ты мне, я - тебе."

Объём этого "товарообмена" (не субъективная денежная оценка, а в высшей степени объективный и вроде бы даваемый нам в наших ощущениях физический объём) нашим умом представим трудно. Это что-то вроде парсеков. Когда в фантастическом рассказе мы это слово прочитываем, то вроде бы понятно, о чём идёт речь, но вот если попробовать этот самый парсек прошагать ножками, то понятно, что выйдет.

Так вот 90% мирового товарооборота осуществляется посредством морских перевозок. Представили себе, что это такое? Теперь представьте себе, что это значит. Если не смогли с первого раза, то попытайтесь во второй. А теперь, когда вы в некотором приближении осознали масштаб планетарной круговерти, вам предстоит понять ещё и следующее - 65% добываемой на нашем шарике нефти тоже перемещается морем.

Морем вообще. Но море вообще делится на моря-океаны в частности и морские пути-дорожки загружены по-разному. А теперь смотрите - половина всех путешествующих по миру контейнеров проплывает Индийским Океаном. Не буду заставлять вас опять напрягаться и представлять себе что это такое, просто поверьте мне на слово - половина контейнеров мира это очень, очень много. И как будто этого "очень много" мало, вам следует ко многому добавить и то, что 70% перевозимой морем нефти следует всё тем же маршрутом - по Индийскому Океану. Причём не неким широким руслом разливанным, а по довольно узкому фарватеру. Вот по такому:

Орёл и дракон - 25 Photobucket


Это маршрут, по которому плывёт в Китай нефть, но точно так же и точно тем же путём плывёт она в Индию, плывёт в Японию, плывёт в Южную Корею, плывёт на Тайвань. И тем же маршрутом плывёт много-много всякого другого. А ещё больше всякого другого плывёт в обратную сторону.

Плывёт сегодня.

А завтра будет плыть ещё больше.

В ближайшие двадцать лет потребность мира в энергии возрастёт примерно на 50% и ровно половина этой потребности придётся всего на два государства - на Китай и Индию. За десять лет, с 1995 по 2005 годы потребление Китаем нефти выросло вдвое, и оно вновь удвоится к 2020 году.

Сегодня 85% нефти и нефтепродуктов, импортируемых Китаем, следуют маршрутом, указанным на карте, маршрутом, проходящим через северную часть Индийского Океана.

Китай Китаем, но и Индия не отстаёт, у нас на глазах она превращается в четвёртого по размеру потребителя энергии - после США, Китая и Японии. В общем энергобалансе Индии нефть занимает примерно 33%, и 65% процентов от этого объёма Индия завозит, завозит морем, тем самым Индийским Океаном. Энергобаланс подразумевает "многостаночность", одной нефтью сыт не будешь и Индия кроме нефти завозит уголь. Завозит она его из Мозамбика, завозит из Южной Африки, из Индонезии и из Австралии. Нетрудно заметить, что и чёрный уголь, попадая в Индию, миновать Индийский Океан никак не может. То же самое касается перевозок сжиженного газа из Ирана, Малайзии и Индонезии.

Всё это прекрасно, но трудно отделаться от мысли, что как Китай, так и Индия чрезвычайно уязвимы. Тот, кто контролирует "пути подвоза" и "пути отвоза", контролирует объём как импорта, так и экспорта обоих азиатских "гигантов". Если же учесть, что и китайская и индийская "экономики" имеют своей моделью экономику, ориентированную на экспорт, то осуществлённое извне насильственное ограничение китайского (а в будущем и индийского) экспорта немедленно ставит китайское (или индийское) государство на грань выживания.

А теперь смотрите - контролировать ("по факту", в реальности) может тот, у кого более сильный флот. Имея более сильные ВМФ тот же Китай не только может обезопасить себя перед лицом "индийской угрозы", но и получает возможность наступить на горло индийской народной песне (а заодно и песне японской, корейской, тайваньской и далее по всему азиатскому списку). То же самое верно и в отношении Индии. Но это в двусторонних отношениях. Если же находится некто третий, чей флот превосходит китайские и индийские ВМФ, то этот "третий радующийся" становится "Царём горы".

И всё это называется войною.

Это то, что всегда понимали государства, стремившиеся к "мировому господству", то-есть - к истинной независимости. Можно воевать так, как это понимают люди, читающие газеты, слушащие радио и смотрящие телевизор. Для них война это "призыв", это "бомбы", это "танки" и всё, что связано со стрельбой. И иногда это действительно так, иногда (но далеко, далеко не всегда) одно государство и в самом деле бомбит другое. Чтобы добиться неких целей. Но бывает и так, что гораздо большего можно добиться без единого выстрела, всего лишь "демонстрацией флага", всего лишь демонстрацией своих возможностей. И более того, бывает так, что и демонстрировать ничего не надо, достаточно лишь намекнуть на возможную "демонстрацию". Но обычно даже и намёка не требуется. Все всё и так понимают.

Для этого "все всё и так понимают" и строится океанский флот.

Флот позволяет вам держать мир за горло и он же не позволяет, чтобы за горло держали вас.

Это то, что сознавали англичане, это то, что сознают американцы. Это то, что сознавали русские во времена "застоя", когда они, пусть чем-то и поступаясь, спускали на воду "флот адмирала Горшкова". И самое интересное во всём этом следующее - такая стратегия выходит ещё и дешевле любой другой. Невозможно спорить со старой истиной - "the best weapon is one you never have to fire".

Г.А.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
То упражнение, которое я сейчас хочу предложить, вряд ли находится в поле интеллектуальных возможностей тех, к кому я обращаюсь, но всё-таки я решил попробовать. А вдруг получится какой-то осмысленный и любопытный вариант, в конце концов, каких только чудес ни бывает. Я сейчас к истинным ...
Ну что, спустя 3 (или уже 4?) года после старта реконструкций московских улиц, у города наконец-то появился стандарт, по которому эти реконструкции надо делать. Ура, товарищи! "Методичка за миллиард" получилась в виде неплохого томика на 501 страницу. Если такой распечатать, то можно ...
Вы когда-нибудь попадали в сказку?Я вот попал! И очень счастлив, что провел те не ...
Сегодня рассказала одной тёте, что на басурманщине купила себе купальник своей мечты. Не без сложностей, сперва пришлось придушить внутреннюю жабу. Но! Когда помру, пусть меня похоронят в этом купальнике. Сколько-сколько стоил? спросила тётя, всего-то?! я всё покупаю в Италии на ...
А как еще назвать реакцию, последовавшую на пикеты этой протестной волны ? А именно так - подтверждением. Да, захватили. Да. враги. А вот что случилось бы, если бы эти активисты просто постояли бы со своими баннерами? Подошли бы полисмены, встали бы в сторонке, переписали на всякий ...