Опять Я
ivanov_petrov — 03.04.2011 Когда-то был разговор, что некоторые люди ощущают пробуждение Я, например, в 7 классе. На это был ответ - что люди себя осознали в 6 месяцев, или в год, или в три года (чаще так рано себя помнят девочки). Такие ответы связаны с тем, что люди практически не отличают воспоминаний от Я, наивно полагая, что Я у них имеется изначально и говорящее Я в 35 лет то же самое, что помнит себя с трех месяцев. Между тем некоторые формы мышления возникают лишь к 18-21му году, а ранее - не присутствуют. Речь о формах мышления, а не о знаниях, так что многие, полагающие себя совершенно сложившимися личностями с 12-14-16 лет, просто не знают о том, что у них могло бы что-то возникнуть попозже, но - не возникло, и теперь им навсегда 14.А примерно к 12-14 годам, к средней школе, к 6-7 классам - развивается свободная воля. До того её нету, и детское упрямство - это совсем не свободная воля, как и взрослые капризы. Свободная воля обычно возникает именно к этому сроку, и тогда же имеет смысл говорить о первом проявлении Я. Но происходит это "обычно" у не слишком значительной доли населения, вовсе не у всех. Большинство не обладает свободой воли - они просто не знают, что это такое, и не могут узнать, для них это лишь теоретическое понятие. После критического возраста развивающееся качество может возникнуть - с запозданием, но это - редчайшие случаи. Обычно, если нечто не развивается в положенное "окно времени", в предназначенный для того период, - то не развивается вообще. Кто не получает Я в 12-14-15, тот не получает его совсем, - хотя, конечно, есть исключения.
Разумеется, к этому рассуждению можно приложить некую онтологию, о каком Я идет речь. Можно говорить о Я-концeпции или Я-импульсе, можно различать потенциальное и актуализированное Я. При введении таких различений всё говоримое изменится по форме, но завязанные узлы смысла не распустятся.
|
</> |