Оппенгеймер/Oppenheimer (США, Великобритания, 2023)

топ 100 блогов xraptor26.11.2023

Сразу скажу, специалистом по производству ядерных зарядов не являюсь. Архивы также не сверял, кто на кого шпионил не могу ни подтвердить, ни опровергнуть.
Под катом полотно мутноватого текста.

Ну, сильно лучше относиться-то к Нолану не стал, как он был для меня
Роберт Оппенгеймер показан почти романтическим героем, мятущимся над краем бездны - персонажем с хорошим циничным расчётом на женскую аудиторию. Сидел недавно в кафе, студентки рядом обсуждали ах какой Киллиан Мёрфи стильный красаффчик и как хочется поглядеть сей фильм. Мёрфи действительно вживается, и даже когда переигрывает, винить хочется скорее оператора, слишком надвигающего камеру на нервическое лицо актёра. Правда, трагические переживания главного героя не подвигли меня на морализаторские суждения, т.к. вполне представляю, насколько странными могут быть учёные и насколько непредсказуемо реагировать на комплекс проблем вне их сферы компетенции, даже если проблемы эти вызваны непосредственно их деятельностью - не удивит и потеря рассудка, и злобный цинизм, и детская растерянность, и избирательный аутизм, уход в религию, конспирологию, полное равнодушие или приступ трудоголизма. В то же время не способен всей тельняшкой наброситься на расхожую обывательскую формулировку «ответственность учёного за изобретение», от которой вне анализа значимых факторов глобального исторического процесса разит либо манипуляцией, либо дилетантским упрощением. Так и Оппи, неплохой умный парень, не без странностей (тут Нолан чуть было не раскочегарил вульгарный фрейдизм - палочку-выручалочку историй про выкидоны гениев), придумал бомбу, не дался комми, помят маккартизмом, испытал муки совести и даже наивно пытался вправить мозг политруководству - безуспешно, конечно.

Про очередную нолановскую матрёшку, сцену с яблоком, как отмасштабированную метафору якобы значимого куска внутреннего конфликта Оппенгеймера. Ума не приложу откуда я слышал про этот случай - я не читал книгу "Американский Прометей", откуда она взята. Чудеса.

Занятно было услышать кучу знакомых с институтского курса физики фамилий
Труман выписан чуть ли не карикатурным ублюдком, сейчас так можно разве что Трампа показывать. Может, ещё Никсона, его тоже в Голливуде не любят.
Думал, Флоренс Пью загнёт что-то из "Полного собрания сочинений" Владимира Ильича, а она нас "Бхагавад-гитой" устрашает. Эх, Флоренс, положь книжку, сядь ровно.

Понравилась попытка визуализировать работу мысли учёного - всё это конечно наверняка не так, в голове образуется совсем иначе, но вспоминаешь, как в детстве сам пытался представить частицу и волну одновременно, и проникаешься.

Оставила равнодушным вся возня с судебными слушаниями, шпиономанией, комиссиями, партсобраниями и т.п. Понятно, этого не избежать, но во-первых - арка с обеспечением секретности и поисками утечек подана с грубоватым напором, недостаточно деликатно для концентрации интереса, во-вторых - по сути не проговаривается ничего нового, а механизмы утрамбовки человека когда он становится неудобен всем нам давно известны. Все эти чудные гики-учёнишки со своими душевными метаниями и крамольными мыслями о судьбах человечества нужны только когда с них можно что-то получить для власти, как только они подают голос не в ту дудку, их быстро и технично задвигают подальше, в лучшем случае в тихую министерскую квартирку, с предварительной сдачей пропуска в окошко и лишением прав топтаться в цехах.

Насчёт Красной Угрозы. Акцент сделан скорее не на проникновение в научную среду идей социализма из СССР в контексте противостояния стран, а на чисто внутриамериканскую историю с давлением на вузовские околокоммунистические тусовки, которые сейчас как раз укрепились поближе к Белому Дому и провозглашают очертания новой рогатой идеологии, ссылаясь на увлечение марксизмом в том числе, ну и сложности существования при республиканской реакции. Туда же поминание юного Кеннеди, как символ надежды вакуумного интеллектуального американца не несбыточное и их последующее драматического крушение. Фильм вроде и предполагает жёсткую оценку тогдашних американских политических реалий, но опять лишь звонко нарезает давно знакомое - глубоко в природу власти не глядит, хоть и может побудить на домысливание всякого.
И если уж продолжать корить Нолана за выпендрёж, категорически не понравилась идея отказаться от титров с датой. Действие прыгает туда-сюда на несколько лет, сходу дата не считывается, учитывая что большую часть времени там мужики в пиджаках внутри помещения. Могли бы традиционно надписать, какой это год, 42, 45, 47, или 51-й. Хуже бы не стало.

Сцена испытания бомбы техничная, напряженная, но ничего свехвыдающегося. По-мне, тему исторического бабаха в Нью-Мексико лучше всех раскрыл и закрыл Дэвид Линч в памятной 8-й серии 3-го сезона "Твин Пикс". Вот там действительно да, круче не выдумаешь - высокое искусство.

Моменты с рефлексией на последствия применения изобретенного показались стыдливо зажатыми - жалеет зрителя Нолан, страшных кадров не даёт, бережёт душонку простого американца. Чем дальше, тем меньше нравились отстранённые вставки из подсознанки Оппенгеймера - умышленный минимализм вдруг становится маловыразительным, а жирное выделение реплик взяло верх над иллюстрацией. У вас тут вселенская катастрофа, а у Нолана петарды и огонёчки вдали - не верю в такие примитивные образы Апокалипсиса даже у человека с невизуальным мышлением, это просто не сработало и выглядит ещё одним эгоцентричным финтом ради оригинальности. Могли бы и традиционно написать эпилог-сводку мелкими буковками - сколько ядерных боезарядов сейчас находится на вооружении стран мира, и как они делают нашу жизнь спокойней, безопасней и нежнее.

Более всего мне не хватило спокойных рассуждений - не перепалок, командования и программных фраз, а именно последовательно проговоренных, развёрнутых точек зрения. Когда фильм про учёных сделан энергичным языком триллера, чувствуешь какую-то синтетичность, теряешь доверие, буквально слышишь этот нолановский гул смазанных шестерен механизированной цирковой арены, хоть и смотришь не отрываясь.

Кино мастеровитое, хищное, где нахрапистая технологичная постановка с фирменными авторскими вывертами уверенно заполняет собой контейнер почти академичного байопика, но неизящное, и не сказал бы что глубокое. При том, что симптомы те же, что всегда у Нолана, отношение было "ровное". Наверное, тут тот случай, когда смутно ощущаемые недоговорки способны на педагогический эффект - может кому-то захочется почитать что-нибудь профильное.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Некоторые знаменитости будучи беременными иногда появляются на пляже, демонстрируя свое интересное положение. Я нашла подборку фотографий таких селебрити. Николь Ричи Джессика Альба Алиша Киз Камила Альвес Летиция Каста Минни ...
Где находятся истоки нищеты? Все ли зависит от государства в котором мы живем. Какова вероятность, что она заложена в нас самих? Существует ли Закон Генетической Нищеты – причина того, почему люди сами программируют себя на бедность.  Многие психологи,считают что на это влияют ...
Из серии "Приснилось, чё к чему?" Приснилось, что я опять школьник 1980-х. Что мне удалось раздобыть какой-то альбом "Аквариума". Я включаю его на катушечном магнитофоне "Маяк", который тогда у меня был (старший брат оставил, уходя в семейную жизнь). И тогда еще в общем-то молодой ...
Оууууеееее, малыш, добро пожаловать в семью. Позвонил курьер, что будет через час, по факту приехал через два. Но это ерунда,я все равно дома и никаких планов не строила. Привезли, занесли, распаковали, поставили, получили чаевые и уехали. Все счастливы. Холодильник отстаивается ...