Опознание неизвестной на портрете Серова с помощью криминалистики

топ 100 блогов shakko_kitsune12.03.2018 Опознание неизвестной на портрете Серова с помощью криминалистики

В.А.Серов Портрет неизвестной, 1911. Бумага, уголь, сангина, мел, 68х48,8 см.
Киевская национальная картинная галерея


Предположений о личности изображённой было много, но все они оставались просто предположениями, пока на выставке в музее этот рисунок не увидел киевский художник Вениамин Васильевич Ларин...

Выставка называлась "Великий и прекрасный триумвират. Врубель. Серов. Коровин", интересных рисунков, которые выставляются не так часто из-за уязвимости бумаги и акварели к воздействию света, было в экспозиции много - было над чем поразмышлять.

И вот среди всего этого разнообразия взгляд художника уловил знакомые черты на рисунке Серова - актрисы Малого театра Александры Александровны Яблочкиной. О своём впечатлении Вениамин Ларин рассказал куратору выставки - ведущему научному сотруднику музея Наталье Агеевой. Согласиться с его мнением хотелось сразу: на фотографиях известной актрисы она очень похожа на изображение с портрета Серова...


Опознание неизвестной на портрете Серова с помощью криминалистики

Опознание неизвестной на портрете Серова с помощью криминалистики

И время создания портрета (дата рядом с подписью срезана кромкой фото),1911 год, соответствует тому периоду, когда Серов создавал портреты артистов Малого театра, а по возрастным признакам изображённой - и тому, как она могла выглядеть в то время: ей было 45 лет. Однако изменить сложившуюся однажды атрибуцию не так легко, как может показаться непосвящённым. Простого мнения, пусть даже авторитетного, для изменения недостаточно, иначе надписи на этикетках будут меняться каждый день, требуются аргументы посерьёзнее.

Подготовив все необходимые визуальные материалы, Наталья Агеева обратилась за помощью к криминалистам - в Государственный научно-исследовательский экспертно-криминалистический центр МВД Украины - и попросила дать заключение: изображено ли одно и то же лицо на графическом портрете Валентина Серова и фотоснимках актрисы Малого театра Александры Яблочкиной.

Для киевских криминалистов это был первый опыт работы с художественными произведениями, но, тем не менее, он дал очень хорошие результаты - за исключением более тёмного оттенка глаз на цветной фотографии актрисы 1960-х годов по сравнению с рисунком Серова и отличающегося контура бровей все антропометрические показатели совпали: пропорциональное соотношение высоты и ширины лица, форма и контур шеи, линия роста волос, строение и посадка глаз, форма и контур носа, носогубные впадины, контуры подбородка и рта.


Опознание неизвестной на портрете Серова с помощью криминалистики

Опознание неизвестной на портрете Серова с помощью криминалистики

Опознание неизвестной на портрете Серова с помощью криминалистики

Опознание неизвестной на портрете Серова с помощью криминалистики

Изменение формы бровей для актрисы и вообще женщины - вещь обычная, а оттенок радужной оболочки, как знают профессиональные фотографы, очень зависит от степени расширения зрачка, не говоря уже об освещении в момент съёмки - таким образом можно сказать, что криминалисты практически подтвердили личность изображённой по всем основным признакам.

Как справедливо заметила Наталья Агеева в своей статье для журнала "Страна знаний", успешность портретной идентификации, проведённой киевскими криминалистами, в очень значительной степени зависела от реалистической манеры и умения Серова-портретиста очень точно передавать облик человека. Был бы он кубистом фиг бы кто-нибудь что-нибудь доказал - криминалисты были бы бессильны что-либо доказать.)))

Мне остаётся поблагодарить за предоставленные материалы Наталью Агееву и дать ссылки на её статьи:

  • Агеева Н.Е. Портрет неизвестной глазами криминалистов//Страна знаний, 2013, №9 с. 37-41.

  • Агеева Н.Е. В.А.Серов. "Женский портрет" из собрания Киевского национального музея русского искусства. //Валентин Серов и русская культура XIX- начала XX века. Материалы научной конференции - Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2016, с.245-249.


©Александра Шпетная
Оригинал записи

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как всегда интересные варианты Еще сиськи посмотреть ...
Надо бы завязывать с фотографированием себя, но я пыталась выжать из этого ужасного платья asos хоть что то. Я один день в Москве, а уже устала, и сегодня вечером мирно засыпала под веселые рассказы Н., попивая горячую воду с корицей и кусочками ...
Тут в одном пустопорожнем худ.лите очередной раз нарвался на дурные разглагольствования о том, почему в армию ходить не надо. Суть их заключается в том, что никакого долга перед родиной нет. Цитирую: «Мне с детства втюхивали: это мой долг. А ...
Пабло Пикассо. Похищение сабинянок. 1962 Один журналист спросил Пабло Пикассо: - Скажите, мэтр, а кем из художников вы больше всех восхищаетесь? - Рубенсом, - не задумываясь, ...
Соседка на клумбе случайно вырастила подсолнух. Возможно, это зимний корм для птиц упал и пророс,вряд ли специально))) Но городской подсолнух, особенно в центре большого города, не рекомендуется к использованию в пищу, конечно же.. Людям. А голубям можно))) Вот и завтрак для голубей! ...