Опередивший время: что погубило внедорожник «Москвич-410»

топ 100 блогов 5koleso23.02.2024

«Москвич-410» — плод смешения автомобильных «жанров» и дедушка современных кроссоверов. Этот внедорожник появился гораздо раньше «Нивы», но изначально был обречен...

ЛИЦОМ К ДЕРЕВНЕ

Некоторые современники говорили, что слова Никиты Хрущева: «Сделайте автомобиль для колхозника!», сказанные на одном из совещаний с участием руководителей советского автопрома, в прямом смысле приказом не были. Иные участники событий, например тогдашний главный конструктор МЗМА Александр Андронов вспоминали, что именно от Хрущева, тогда руководителя партии и главы правительства в одном лице, поступило прямое указание создать автомобиль повышенной проходимости на базе малолитражного «Москвича-402».

Вообще-то, автомобиль повышенной проходимости на базе серийной малолитражки фигурировал в планах МЗМА еще на 1953–1954 гг. Но тогда речь шла всего лишь о машине с блокируемым задним дифференциалом и внедорожными «злыми» шинами. А теперь предстояло создать уже совсем иную с куда более серьезными переделками машину. Впрочем, некоторые наработки по такой конструкции уже были. Правда, пока, не в Москве, а в Горьком…

КУПЕ ДЛЯ ЦЕЛИНЫ

В 1954‑м пленум ЦК КПСС принял важное, как говаривали в те годы судьбоносное решение о резком наращивании производства зерна и, соответственно, увеличении пахотных земель. Так началась знаменитая советская целинная эпопея.

Но новые посевные площади были огромными. Вскоре всем стало очевидно: такие расстояния требуют больше автомобилей. Причем, в том числе и легковых внедорожников. Они были необходимы не только руководителям колхозов и совхозов, но скажем, и ремонтникам сельхозтехники, которым приходилось ездить от бригады к бригаде на расстояния иногда в десятки километров.

А в стране производили лишь один легковой полноприводник — ГАЗ-69. Правда, в 1955‑м в Горьком начали еще и выпуск ГАЗ-М72 — полноприводной версии «Победы» на базе «козлика». Но этот автомобиль, по сути был мелкосерийным, да еще и дорогим. В Горьком, использовав некоторые узлы ГАЗ-69, взялись сделать нечто полегче, подешевле и поэкономичней. Но тоже полноприводное. Так появился проект ГАЗ-М73, которым занималась группа конструкторов, возглавляемая Григорием Вассерманом.

Компактный длиной всего 3200 мм и с базой 2000 мм двухместный пикап, рассчитанный на двух человек и 150 кг груза, оснастили двигателем объемом 1,2 л, мощностью 35 л. с. и трехступенчатой коробкой передач от серийного «Москвича-402». Другого подходящего двигателя в стране, впрочем, и не было. Раздаточную коробку и мосты с колеей 1330 мм спроектировали на основе узлов ГАЗ-69, уменьшив их под более компактную машину. Дорожный просвет автомобиля массой 950 кг был 215 мм.

Опередивший время: что погубило внедорожник «Москвич-410»

Реклама

«Москвич-410» испытывали очень серьезно

В Горьком сделали два прототипа. Помимо пикапа, построили и оригинальное двухместное купе. Но ГАЗ был загружен текущей работой и подготовкой к производству новых моделей. Из министерства поступило указание передать наработанную документацию и опытный пикап на МЗМА. Там горьковские полноприводные наработки и «скрестили» с четырехдверным закрытым кузовом «Москвича-402».

Компоновка полноприводного «Мсквича-410».
Компоновка полноприводного «Мсквича-410».

Компоновка полноприводного «Мсквича-410».

НЕСПРОСТА

Казалось бы, сделать полноприводную версию 402‑го было не очень сложно. Но конструкция потребовала много важных переделок кузова, не говоря о передней подвеске и трансмиссии. Передняя подвеска стала зависимой рессорной с цельным мостом и шарнирами типа тех, что стояли на американском Willys.

Москвич-410 получил и иной задний мост. Оригинальный радиатор системы охлаждения дополнили масляным радиатором. Телескопические амортизаторы (между прочим, первые в СССР) «Москвича-402» уступили место рычажным. Двигатель пришлось поднять над передним мостом на 90 мм. Поэтому изменили даже угол наклона рулевой колонки. Декоративный кожух рулевой колонки убрали, руль поставили от «Москвича-401», а рычаг переключения передач, как и управления раздаточной коробкой поставили на пол.

Серийное производство «Москвича-410» начали в 1957 году
Серийное производство «Москвича-410» начали в 1957 году

Серийное производство «Москвича-410» начали в 1957 году

Кузов усилили в нескольких местах, сильно переработали моторный щит и пол. Между серийной трехступенчатой коробкой передач и раздаткой с понижающей передачей 2,69 стоял небольшой промежуточный вал. Полноприводный «Москвич-410», по сравнению к серийным 402‑м стал тяжелее на 200 кг. Зато дорожный просвет был 220 мм, даже больше, чем у горьковского ГАЗ-М73. На испытаниях автомобиль преодолевал брод глубиной 0,6 м. А вот максимальная скорость с 35‑сильным мотором объемом 1,2 л составляла всего 85 км/ч. Но с этим потребители такой машины в то время мирились легче всего.

Опытный фургон «Москвич-430 4х4».
Опытный фургон «Москвич-430 4х4».

Опытный фургон «Москвич-430 4х4».

УРОВНИ ЖИЗНИ

Летом 1955 года прототип показывали Никите Хрущеву и получили высочайшее одобрение. Несколько установочных «Москвичей-410Н по обходной технологии собрали в конце 1956 года. Серийное производство начали в феврале 1957‑го.

«При любых полевых работах — осенью, весной, летом — автомобиль будет обслуживать директоров МТС, бригадиров и механиков по ремонту, работников почты». Так необычную новинку представляли в инструкции 1958 года.

Серийный полноприводный «Москвич-411»
Серийный полноприводный «Москвич-411»

Серийный полноприводный «Москвич-411»

В этом году полноприводный «Москвич», как и стандартный 407‑й получил новый верхнеклапанный 45‑сильный двигатель рабочим объемом 1,36 л. Разумеется, это пошло машине на пользу. В частности, до 90 км/ч выросла максимальная скорость. Одновременно немного изменили внешность: укоротили декоративные хромированные накладки на задних крыльях. Других внешних элементов обновленного «Москвича-407» полноприводный «Москвич-410Н» не получил до самого конца производства.

Модернизированный «Москвич-410Н» с 45‑сильным двигателем
Модернизированный «Москвич-410Н» с 45‑сильным двигателем

Модернизированный «Москвич-410Н» с 45‑сильным двигателем

На МЗМА уже работали и над модификациями седана. По собственной инициативе сделали фургон с условным названием «Москвич-430 4х4». Но в министерстве решили выпускать полноприводный универсал «Москвич-411» с кузовом серийного «Москвича- 423». Казалось бы, несложная работа, но несколько десятков изменений в конструкцию кузова пришлось внести. С некими, конечно, оговорками, но универсал «Москвич-411», уж точно — прямой предок современных полноприводных кроссоверов.

А ведь, по сути, у московских седана и универсала в мире не было тогда прямых аналогов. Французский Citroen 2CV Sahara — некий инженерный курьез, поскольку в машине стояли два двухцилиндровым мотора по 0,4 л и по 12 л. с. — один спереди, второй — сзади и две четырехступенчатые коробки передач, выпускать начали только в 1960‑м. И до1967‑го собрали лишь 697 экземпляров.

В 1952‑1956 гг. во Франции делали полноприводный Renault Colorale. Но эта французская машина была рамной, с 58‑сильным 2‑литровом мотором и по классу ближе к ГАЗ-М72. А уж, американские тоже рамные Jeep Station Wagon и International Scout были заметно крупнее.

Впрочем, и спрос на подобные машины в Европе был мизерным. Принцип: чем лучше дороги, тем выше спрос на полноприводные автомобили тогда еще не работал. Зато «Москвич-407» в Европе, в том числе и западной, продавались очень неплохо. Что, в общем-то, и погубило полноприводный «Москвич».

Выставочный вариант «Москвича-411». Серийно решетки радиатора от поздних «Москвичей-407» и молдинги на полноприводные машины не ставили
Выставочный вариант «Москвича-411». Серийно решетки радиатора от поздних «Москвичей-407» и молдинги на полноприводные машины не ставили

Выставочный вариант «Москвича-411». Серийно решетки радиатора от поздних «Москвичей-407» и молдинги на полноприводные машины не ставили

ВАЛЮТНЫЙ КОРРИДОР

Теперь трудно представить, что в 1960‑е до 65 % «Москвичей» отправляли на экспорт. В Союзе автомобили были дефицитом, но стране нужна была твердая валюта. Заводские площади и ресурсы нужны были для наращивания производства стандартных моноприводных «Москвичей», а полноприводные машины этому мешали.

Последние товарные «Москвичи» 410Н и 411 выпустили в 1960 году. Хотя отдельные экземпляры собирали до 1963 –го. Всего сделали лишь 7580 седанов «Москвич-410» и 410Н и 1515 универсалов «Москвич-411».

Трудно сейчас сказать: сколько автомобилей продали частникам, но встречались они, хотя и не часто, и в 1960‑х и в 1970‑х. Ну, а сегодня живые, чудом сохранившиеся полнопрводные «Москвичи», вообще, раритетами. Вполне, кстати, заслуженно.

Что еще почитать:

Из смолы и палок: как немцы делали сверхдешевые автомобили и что с ними стало

Как вазовская «десятка» стала «девяносто девятой»: история самой крутой версии «зубила»

«Они чё, тупые совсем?!»: как автозаводы в СССР заимствовали западные технологии

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сообщили, что потребление водки в стране в прошлом году внезапным и чудесным образом упало аж на 10%. На фоне предыдущих сообщений о не менее внезапном "послаблении" в виде снижения за 35 рублей "минимальных цен на водку" все становится очевидным: дело, конечно, не в каком-то там злодейско ...
Вернувшись как раз из Прибалтики, прочитал прекрасную новость: "В литовской системе электронных дневников TAMO вместо указания матери и отца ввели обозначения «родители I и II». Раньше, как рассказал представитель Литовского родительского форума Гинтаутас Букаускас, для этого были ...
Всем здравствуйте. Меня зовут Ирина, я живу в замкадье, в городе Зеленоград. Давно читаю ОМД, а свой день решила разместить, для того чтобы помочь одному человеку. Ее зовут Ужова Марина Викторовна, ей 50 лет, 2 года назад с ней случилась трагедия и сейчас она практически не может ...
Живое ощущает себя собой. Камень себя собой не ощущает. Камня для него самого нет. Его существования для него самого не существует. Существование живого существа для него самого существует. Существование живого существа для него самого может прекратиться. Существование камня для самого ...
Откуда в кадр советского фильма 1950-х годов попала картина запрещенного художника? Иногда при просмотре старых фильмов натыкаешься на загадки, связанные с живописью. В некоторых случаях это сделано намеренно (я рассказываю о таком в своей рубрике " картина как персонаж "), в других -- ...