Операция “Титаник”: как пароход “Карпатия” спас всех выживших пассажиров
volynko — 24.01.2024В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года трансатлантический пароход Титаник столкнулся с айсбергом посреди Атлантического океана. Через два с половиной часа он погрузился на дно, унеся жизни около полутора тысяч человек. Оставшимся в живых пассажирам оставалось надеяться на чудо - и оно с ними произошло.
Здесь я расскажу вам о Карпатии - пароходе, который спас всех 705 выживших пассажиров Титаника.
Ну а что же Карпатия?
Этот лайнер никогда не получал голубой ленты Атлантики и в принципе не создавался для того, чтобы ставить рекорды. Карпатия должна была просто перевозить пассажиров из Европы в Америку и обратно. Подобных кораблей было множество и Карпатия ничем среди них не выделялось.
В ночь с 14 на 15 апреля Карпатия совершала один из своих стандартных рейсов из Нью-Йорка к портам Средиземного моря. На борту лайнера было 740 пассажиров, большинство из которых к тому времени уже спали.
В 23:40 Титаник столкнулся с айсбергом, а в 00:21 радист Карпатии вышел с тонущим лайнером на связь, чтобы передать частные телеграммы, но радист Титаника перебил его и передал следующее сообщение:
Скорее на помощь! Мы столкнулись с айсбергом. Это сигнал бедствия, старина! Наши координаты: 41 .46N 50.14W.
Оператор Карпатии помчался к капитану. В то время судном управлял 42-х летний Артур Генри Рострон. Когда капитан услышал про крушение Титаника, он, не мешкая, приказал сменить курс и идти спасать непотопляемый лайнер.
Радист передал на Титаник, что Карпатия находится в 53 милях (93 километрах) от них и спешит на помощь изо всех сил. И это не было преувеличением!
В ту ночь Карпатия поставила свой скоростной рекорд и шла быстрее, чем, как считалось, было возможно. Для этого капитан Артур Рострон поднял все 3 смены кочегаров, а также приказал отключить на корабле отопление и горячую воду. Паровые машины были на пределе, но в результате Карпатия развила свою рекордную скорость - примерно 32 км/ч, а ведь её максимумом считалось примерно 26 км/ч.
В ту ночь Рострон пережил невероятный стресс: с одной стороны, он не мог бросить тысячи людей с Титаника в холодном океане, с другой - прекрасно понимал, что подвергает опасности своих пассажиров и экипаж.
На скорости выше допустимой они мчали по океану, кишащему айсбергами и могли столкнуться с одним из них в любой момент. Позже Рострон признался, что безопасность Карпатии зависела от внезапного поворота колеса. К счастью, его умений и знаний команды хватило, чтобы филигранно маневрировать между ледяными глыбами и добраться до места крушения всего за 3,5 часа.
Интересно, что Карпатия даже не была ближайшим к месту бедствия судном - в момент крушения совсем рядом с Титаником проходил пароход Калифорниэн. Подоспев вовремя, он мог эвакуировать практически всех пассажиров, но Калифорниэн не отвечал на множественные сигналы бедствия. Радист парохода за 10 минут до крушения Титаника выключил аппаратуру и пошел спать после 15 часового рабочего дня, а сменщика у него не было.
Приближаясь к месту крушения, команда Карпатии стала пускать белые сигнальные огни - лайнер искал выживших, но никого и ничего не было видно. Вокруг царила тишина, никто не реагировал на сигналы и когда капитану Рострону уже казалось, что они опоздали, в стороне вдруг зажёгся зелёный свет и спустя несколько минут с разных бортов парохода одна за другой стали подплывать спасательные шлюпки.
Когда взошло солнце, стало видно, что океан усеян льдинами разных размеров, между которыми плавают обломки Титаника и трупы окоченевших пассажиров в спасательных жилетах.
Впоследствии район вокруг места крушения Титаника был прозван плавучим кладбищем. Даже месяцы спустя с проходящих судов замечали тела погибших.
Команда Карпатии быстро и слаженно эвакуировала людей из шлюпок. Экипаж смог максимально эффективно организовать подъем пострадавших. Те пассажиры, у которых ещё оставались силы, поднимались на палубу по верёвочной лестнице. Обессиливших поднимали с помощью специального сидения беседки, а детей - в почтовых мешках. Всех пострадавших сразу же переодевали, закутывали в пледы и размещали в столовых, где отпаивали горячими напитками и бульоном. После этого всем предлагалось отдохнуть в тёплых постелях. Помимо экипажа, пострадавшим помогали пассажиры Карпатии - они делились с ними одеждой и уступали свои каюты. Капитан стоял на палубе до последнего спасённого. Когда все приплывшие шлюпки опустели, Артур Рострон ужаснулся:
Так мало!
Капитан приказал ещё подождать, но новых шлюпок так и не появилось. Вокруг уже не было никаких признаков жизни. Тогда Артур Рострон приказал радисту передать сигнал всем пароходам, что Карпатия эвакуировала выживших и везёт их в Нью-Йорк.
Пароход не только спас жизни 705 человек, но и привез с собой свидетельства очевидцев. Благодаря им, в 1914 году была принята Международная конвенция по охране человеческой жизни на море и основан Международный ледовый патруль, задача которого - мониторинг ледовой обстановки. Артуру Рострону и его команде вручили различные награды.
Помимо прочего, капитан был удостоен золотой медали конгресса США. К сожалению, самой Карпатии существовать оставалось недолго: через 6 лет, во время Первой мировой войны, её потопила немецкая подводная лодка и легендарный корабль ушел на дно. Но даже тогда его экипаж проявил безупречный профессионализм: ни один пассажир не погиб, все были успешно эвакуированы в спасательных шлюпках.
|
</> |