Операция преемник
pioneer_lj — 30.08.2016По-видимому, помер узбекский деспот Ислам Каримов. Может он и не вполне ещё мёртв, а только одной ногой на том свете. Но это мало что меняет. Народ волнуется, не ждут ли солнечный Узбекистан кошмарные потрясения.
Конечно, ждут. Но не в этот раз. Да и аллах с этим Узбекистаном. Каримов дал повод покритиковать одну ложную теорию коллеги devol. Он утверждает, что фатальная ущербность деспотических и диктаторских режимов заключается в уязвимости их механизма смены власти. Точнее в отсутствии такого легитимного механизма. Ибо верховный деспот по определению Вечно Живой. А когда неожиданно выясняется, что это не совсем так, то ---.
Вот и насчет Узбекистана devol весной пророчествовал.
«- примитивные сырьевые, азиатские деспотии с неработающими формальными институтами. Беда диктатур в том, что они и не монархии, и не демократии. А диктатуры по наследству часто заканчиваются вообще всеобщим мочиловом...»
И хотя смерть Верховного Вождя провоцирует брожение умов поданных и привлекает досужий интерес заграничных наблюдателей, но никакой корреляции между последующими потрясениями не наблюдается.
Один туркменбаши ставил себе золотые памятники. Помер. Теперь его преемник занят тем же. Никаких потрясений в стране не случилось, и не предвидится. В Азербайджане спокойно себе правит Алиев Второй. Москвбадский деспот Ельцин передал власть вообще не пойми кому, и нормально. Примеры успешной преемственности дикторских режимов можно множить. Править КНДР наследного северокорейского фараона вообще привезли из Европы. И ничего, Молодой Генерал справляется.
Также немало примеров, как рушится режим при ещё живом и вполне дееспособном деспоте. Арабская весна, Мубарак в Египте. В конце концов, тамошние военные таки задавили исламскую демократию, Мубарака оправдали и освободили. Но к власти он уже не вернулся.
Сирийский правитель Хафиз Асад успешно передал власть своему сыну Башару. Последующая через 10 лет гражданская война в Сирии никак не связана с проблемами наследования власти.
С другой стороны, демократия отнюдь не гарантия от революционных потрясений. Украина была самой демократичной из постсоветских стран. Оказалось, не по Сеньке шапка. Две майданные революции за десять лет привели б.УССР без малого в африканское состояние.
Так что ожидает осиротевший Узбекистан? Полагаю, ничего. Пока нет признаков, что Средняя Азия сейчас кому-то интересна, затевать там геополитические игры. Череда киргизских революция была вызвана попыткой Вашингтона проникнуть в регион и стремлением части туземных элит продаться американцам. Печальный киргизский пример наглядно показал ханам и беям, что будет с теми, кто попытается променять Европу на Америку.
Смерть Каримова знаменательна тем, что это был последний правящий член Политбюро ЦК КПСС. С его уходом СССР умер по-настоящему. Хотя и не совсем.
Что же касается уязвимости диктатур и деспотий, то проблема тут не в слабости механизма преемственности высшей власти. Но принципиальной слабости собственно деспотического режима. Государству, правящему классу не хватает сил и квалификации (интеллекта и культуры) для демократии. Отсюда и все проблемы. Элитный клуб Западных Демократий это клуб Сильных. Диктатура признак слабости. Пропагандистские разглагольствования насчет лицемерия западных демократий свидетельство безнадёжной глупости клиента.
P.S.
Меня поправили. Каримов был предпоследнией правящий член Политбюро. Последний Назабаев. Ну, ждём-с.
|
</> |