Опасные связи: генезис изящного разврата
otrageniya — 01.10.2021«Всё, я спать!». Жена демонстративно накрылась одеялом почти с головой и отвернулась к стене. Мы тогда жили в одной комнате, поэтому возможностей смотреть кино было две – либо на большом экране в этой самой комнате, либо на маленьком и на кухне. А хотелось на большом… Ведь я только что купил DVD с «Опасными связями» Стивена Фрирза, одним из моих любимых фильмов, и смотреть его на кухне ну никак не хотелось. До фильмов в интернете тогда ещё было далеко, поэтому диск. И кухня. «А если я в наушники посмотрю, ничего? Ничего же слышно не будет…», осторожно поинтересовался я. «Смотри, я спать хочу, главное, чтобы тихо!», ответила она и вновь отвернулась. Поэтому я полностью выключил в комнате свет, воткнул диск в проигрыватель, надел наушники и утонул в XVIII веке.
Роман Пьера Шодерло де Лакло «Опасные связи» - один из самых знаменитых в мировой литературе, полностью сотканный из писем и дневников его героев. Сюжет строится вокруг двух интриганов и развратников, маркизы де Мертей и виконта де Вальмона, наслаждающихся жизнью не только через секс, но и через разрушение репутаций других людей. Они – своего рода энергетические вампиры, поглощающие всю положительную энергию вокруг себя. Маркиза обижена своим бывшим любовником, графом де Жаркуром, поэтому желает уничтожить его в глазах общества, обесчестив и опорочив его совсем ещё юную невесту, Сесиль де Воланж. Для этого она просит Вальмона вскружить девушке голову и испортить её. Тот соглашается, но параллельно влюбляется в мадам де Турвель, разрываясь теперь меж двух дам. Заканчивается всё плохо – расставшийся с мадам де Турвель и потерявший вкус к жизни Вальмон убит на дуэли молодым шевалье Дансени, влюблённым в Сесиль, а грязная игра маркизы вскрывается, вдобавок маркиза заболевает оспой. Зло наказано, невинно пострадавшие отомщены.
Этот сюжет оказался невероятно любим кинематографистами, причём не только европейскими и американскими, но и неожиданно корейскими – в общей сложности его экранизировали одиннадцать раз! В этой связи предлагаю вспомнить самые яркие из них, сосредоточившись на полнометражных картинах. Телепостановки, включая сериалы, а также целых три южнокорейских версии (это кино на любителя) оставим за скобкой. Поэтому перед нами пять фильмов.
Первым за роман взялся Роже Вадим, практически приведший в мир кино Брижит Бардо. Но в его работе 1959 года её нет – здесь царит роскошная Жанна Моро в роли маркизы де Мертей. Действие перенесено в конец 50-х годов ХХ века, а маркиза и Вальмон – супружеская пара в поисках острых ощущений. Вальмона играет неповторимый Жерар Филип. Каждый из супругов спит с кем попало, а потом рассказывает обо всём в подробностях супругу. Так они адреналинят себе жизнь, делая несчастными других людей, ведь главное условие в этой порочной игре – не влюбляться в объект соблазнения. Однако мадам де Турвель в исполнении сногсшибательной Аннетт Вадим спутывает все карты. Фильм несколько далёк от литературного оригинала даже не в силу перемены эпохи действия, а в силу иной расстановки акцентов, хотя всю основную идейную канву книги сохраняет. Главный плюс – великолепная актёрская игра, словно погружающая нас в богемное марево надвигающихся 60-х. Дополнительно отметим совсем молодого Жана Луи Трентиньяна в роли Дансени.
Спустя 17 лет Вадим вновь обратился к «Опасным связям», теперь уже переместив время действия значительно ближе к оригиналу – в первую половину XIX века. Фильм получил название «Верная жена» и лишь сохранял главную сюжетную линию книги – Вадим изменил даже все имена героев истории. Аналог Вальмона исполнил Джон Финч, маркизы де Мертей – невероятно притягательная супруга главной французской кинозвезды Натали Делон, а мадам де Турвель – неожиданно звезда эротических сказаний про Эммануэль Сильвия Кристель. В целом, на неё теперь и сделал ставку режиссёр, в 50-х ещё зажатый условностями киноморали, ограничивавшей его в изображении откровенных сцен, хотя они и там имелись. А здесь он оторвался по полной, вдоволь искупав зрителя в обнажённом теле Кристель, её небритых и влажных от возбуждения подмышках и аппетитной груди. Она чувствует себя здесь в таком антураже вполне комфортно и расслаблено. Очаровательна сцена соблазнения Вальмоном Сесиль, когда он демонстрирует ей свой член. Она шокирована его величиной и говорит, что видела статуи в Версале, но у них там всё гораздо скромнее, на что он изящно отвечает «Искусство всегда уступает реальности» и переходит к делу со словами «Ключу надлежит быть в замке, цветку – в вазе, а мужчине – в женщине». Фильм в основном посвящён болезненной любви героев Финча и Кристель, заканчивающейся гибелью обоих. Маркиза же остаётся здесь безнаказанной.
Версия Милоша Формана, названная по имени главного героя, открывает перед нами именно ту эпоху, когда был написан роман – время Людовика XVI. И, даже несмотря на натурные съёмки в Версале и французских усадьбах, это – одна из худших работ великого режиссёра. Разврат и порок здесь настолько милы и обходительны, что не веришь ни единому действию и слову героев. Даже фривольные позы и выражения лица, которые принимает Аннетт Бенинг, играющая маркизу де Мертей, не спасают ситуации. Колин Фёрт, выбранный на роль Вальмона, крайне неубедителен – порок не может иметь столь интеллигентное лицо, как у него! Единственная, кто полностью соответствует своему образу здесь, это Мэг Тилли в роли мадам де Турвель. Сыгравшей Сесиль де Воланж Файрузе Болк на момент съёмок было 15 лет, поэтому в кадрах с оооочень целомудренной обнажёнкой её заменяла дублёрша, так что Фёрт пишет там письмо на подставной голой попе. Фильм совершенно провалился, поскольку в историю про похоть никто не поверил – там её просто нет. Однако, один плюс я бы всё же назвал – это умопомрачительно точно воссозданные костюмы эпохи рококо, включая расцветки тканей в стиле тюркери, бывшем в Европе в гигантском тренде в то время. Здесь можно почитать более подробно об этом (и не только) стиле в европейской культуре второй половины XVIII века.
На излёте 90-х Голливуд выдал ещё одну киноверсию знаменитого романа, только теперь она была предназначена уже для нового поколения. Поколения, которое не читает книг, а сначала смотрит кино и потом решает, читать оригинал или нет. Поэтому действие было перенесено в наши дни в американский колледж, а все герои стали студентами. Вальмон в исполнении Райана Филиппа и Мертей в исполнении Сары Мишель Геллар здесь – сводные брат и сестра, местные мажоры, тусовщики и прожигатели жизни. Мадам де Турвель переименована в Аннетт Хэнгроув (её играет Риз Уизерспун) и становится яблоком раздора между братом и сестрой. Мертей шантажирует Вальмона старой связью с Сесиль (Сельма Блэр), но тот ведёт дневник, фиксируя там всё происходящее – привет оригинальной форме романа! Дуэль заменена на автокатастрофу, а развязка истории повторяет морализаторский итог книги – одно чудовище перед смертью исправляется, справившись со своим грехом, другое – падает в бездну. Версия упрощена и облегчена для восприятия, но смотрится вполне свежо.
Наконец то, с чего я начал рассказ)). Легендарный и эталонный фильм «Опасные связи», снимать который в Голливуд пригласили британца Стивена Фрирза. Это экранизация не самого романа, а пьесы Кристофера Хэмптона, созданной по его мотивам. Однако, как ни странно, именно это лучше всего и передало суть книги, перенеся действие именно в описываемые там времена Людовика XV. Глядя на эту картину, понимаешь, чего не хватает всем остальным и что делает эталонной именно её. Это образ виконта де Вальмона! И Жерар Филип, и Джон Финч, и Райан Филипп, и уж тем более Колин Фёрт до омерзения красивы для этой роли! Красота эта имеет разные оттенки – благородства, смазливости или неприступности – но это внешняя красота, которая убивает в них Вальмона. Повесится на шею писаному красавцу может любая дура, но вот чтобы умная, набожная и ценящая себя женщина растаяла, словно мартовский снег, одной лишь красоты мало – нужна харизма! А гениальный Джон Малкович именно её нам здесь и выдаёт. Его Вальмон некрасив, с узким лицом и глубоко посаженными глазами, однако испускает сексуальную энергетику такой ядерной силы, что сметает сопротивление любой, даже самой неприступной, женщины. Малкович движется в кадре как леопард, преследуя своих жертв, отравляя их ядом похоти, окутывая парами разврата и уничтожая одним только взглядом. Его животная, обезоруживающая, даже первобытная энергетика настолько сильна, что способна выплеснуться за пределы экрана. Зритель это почувствовал, оценил и принял – фильм имел оглушительный успех.
Великолепны и все актёры-напарники Малковича: великая Гленн Клоуз в роли жёсткой и безжалостной маркизы де Мертей, очаровательная Мишель Пфайффер в роли стеснительной и в то же время страстной мадам де Турвель, свеженькая и даже отчасти подростково-угловатая Ума Турман в роли неопытной Сесиль де Воланж (на момент съёмок ей было всего 17 лет) и совсем молодой Киану Ривз в роли благородного шевалье Дансени. Отдельный поклон непревзойдённому британскому художнику по костюмам Джеймсу Эчисону, до «Опасных связей» успевшего несколько раз поработать с «Монти Пайтон» на их проектах и с Бернардо Бертолуччи на знаменитом «Последнем императоре». Его работа по воссозданию моды середины XVIII века заслуженно получила своего Оскара. Здесь костюмы не просто потрясающе достоверно выглядят – нам демонстрируют даже их сборку на владельце. Мы видим шнуровку корсета, архитектуру фижм, подбор обуви перед выходом в свет – собственно, с процедуры одевания маркизы и виконта и начинается фильм – оторваться просто нереально!
Сидя в наушниках и наслаждаясь тогда этим великолепным фильмом, который переводил величайший из переводчиков Алексей Михалёв, я невольно оглянулся на жену, чтобы удостовериться, не мешаю ли я ей спать. Она не спала и даже не была более отвёрнута к стене – она смотрела на экран широко открытыми глазами, вновь проживая «Опасные связи», хоть и без звука. По лицу её блуждала едва заметная улыбка, исключая всякую возможность сна – ведь это был и её любимый фильм.
(c) petrus_paulus