Онтутъесть из Кореи


Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что в инфопространстве РФ больше всего «возбудилась» в ответ на инфоповод проверенная западная агентура, причём с прорежимно-«патриотической» стороны реакция повторяла лекала освещения темы «российского вмешательства в выборы» на Западе, с неизменными технологиями неправдоподобного отрицания и двойного подмигивания. В одну сторону несётся глумливое ржание многочисленных рожиных «гы-гы-гы, мы такие максировщики, что ничего не докажете!», в другую – подмигивание прикормленной аудитории: «как мы им вломили! А как теперь вломим ещё сильнее, вы же понимаете, это не просто слухи, это всё неспроста!». Вторую линию пропаганды тут же подсветили флагом КНДР на безымянной донецкой высоте, взятой в ходе очередного мясного штурма, постом Дугина о необходимости также задействовать на Украине десятки тысяч иранцев и миллионную армию китайцев, а также роликом Вавилова о глобальных стратегических последствиях гипотетической присылки 300 тысяч корейцев. Наконец, финальным аккордом стало казанское выступление кремлёвского резидента, намекнувшего на объективное основание в спутниковых снимках с северокорейскими контингентами в РФ и на всеобъемлющий характер военного сотрудничества с КНДР. В общем, всё то же: и не признал, и не опроверг, а оставил широкое поле для далеко идущих трактовок о скором прямом вовлечении КНДР в конфликт на Украине.
Для чего это делается, очевидно уже сейчас: с одной стороны – дать Западу повод для «ответных» мер, если не на факт, то на твёрдое намерение привлечь северокорейскую армию к боям на Украине, с другой стороны – оставить себе пространство для последующих оправданий перед сочувствующими, мол, ничего такого не было, на нас неспровоцированно наехали. Более чётко выраженного приглашения к оформлению внешней поддержки ВСУ, наверное, и не придумать.
Тем самым, воспроизводится история с якобы имевшим место «российским вмешательством в выборы» на Западе, когда американская агентура в РФ, прикрываясь российскими патриотическими лозунгами, из кожи вон лезла, чтобы изобразить это вмешательство, хотя основную деструктивную работу по общественной поляризации в тех же США накануне обсуждаемых выборов проводили сами же американские спецслужбы, просто заранее обставили дело так, чтобы ниточки расследования вели к пригожинской «фабрике троллей», и та им в этом помогла. Спецоперация «российское вмешательство в выборы» помогла мобилизовать против РФ весь Запад и одновременно представить американскую агентуру в РФ, изображавшую это вмешательство, ведущими специалистами по информационным войнам и поручить ей же «информационную борьбу» с Западом в новых условиях (за счёт российских средств, конечно же). То есть, мало того, что по РФ стали наносить и наносить удары силами объединённого Запада, «ответом» на них с российской стороны занялись те самые деятели, которые, по заданию американских кураторов, изобразили «основание» для этих ударов. Следует поэтому ожидать, что спецоперация по вовлечению КНДР в конфликт или изображению этого вовлечения точно так же нацелена «спровоцировать» определённую реакцию Запада, точнее, открыть Западу максимально широкое поле для ответных действий, необязательно моментальных и необязательно строго симметричных. А в первых рядах «борцов с Западом», да и руководить этой борьбой, будут те, кто по западному же указанию изображал повод для этой реакции.
Наряду с открыто прорежимными рупорами, нехорошо отличились и «патриотические критики» кремлёвского резидента, выставившие попытки привлечь чужие армии к СВО свидетельством истощения «пушечного мяса» в российской армии, ради компенсации которого командование-де готово привлекать кого угодно. В этом блоге неоднократно объяснялась ложность описанного подхода, поэтому здесь только повторим основное. Якобы недостаток солдат (как и оружия) вообще не является реальным «узким местом», критической переменной, основным препятствием для победы российской армии в этом конфликте. Потому что так же, как в «мясных штурмах» укрепрайонов на загодя подготовленном полигоне в стратегическом тупике, взятие которых не изменит исход войны, перемололи сотню тысяч солдат, можно перемолоть их и миллион. Именно так и будут использованы дополнительные войска, буде они появятся. Значит, никакое увеличение контингента при сохранении основных вводных не окажет решающего влияния на ход войны. И даже если бы солдат в российской армии было меньше, это тоже бы не дало ВСУ победить, потому что рамки возможных украинских наступлений тоже строго ограничены политически и не позволяют Украине проявить решительный перевес. (Возможное наступление любой стороны станет успешным не тогда, когда она станет сильнее другой, а тогда, когда внешние управляющие конфликтом отдадут приказ на успешное наступление одной стороны и отступление другой. И то не факт, что срежиссированное «успешное наступление» как-то скажется на общем ходе войны, например, когда ВСУ дали захватить кусок Курской области, организовав им беспрепятственный заход, и те вложились в наступление, стратегически это ничего не поменяло.) Значит, и уменьшение контингента мало что изменит. Всё ровно наоборот, а не как у «патриотических» критиков: солдат у российского командования не «слишком мало», а «слишком много»! Политическому руководству и военному командованию нужно правдоподобно объяснить отсутствие победы при неоспоримом военном превосходстве над ВСУ, и они искусственно «стачивают» военный потенциал вредительским наступлением на Донбассе и в Харьковской области, чтобы сгладить это превосходство и победы «никак не выходило». Хотя, конечно, и цели сокращения славянского населения с обеих сторон, равно как и превращения цветущего региона в выжженную землю с уничтожением в щебень русских городов, никто не снимал. То же работает на противоположной стороне, для Украины и ВСУ. Впрочем, всё это лирика, а здесь следует подчеркнуть следующее: нет, вопреки «патриотическим» критикам, перед российским политическим руководством и военным командованием не стоит проблема недостатка войск и военнослужащих, скорее наоборот, поэтому этот недостаток не мог послужить мотивом для попыток привлечь иностранные воинские контингенты, мотивация совсем другая.
И мотивация эта вполне очевидна. Задача всей шумихи вокруг (якобы) привлечения северокорейских войск в помощь российским – открыть простор для «ответных» действий Запада благодаря этой шумихе, а вовсе не в непосредственном военном эффекте от привлечения. Неслучайно Франция и Великобритания, известные застрельщики западного вмешательства в годы Крымской войны, официально прокомментировали прямую северокорейскую помощь РФ в числе первых, а следом за ними подтянулся и Белый дом. Ведущие страны Запада как будто «стояли на низком старте», готовые к этим сообщениям из РФ именно сейчас, а не раньше или позже, значит, им удобно появление этих сообщений уже сейчас и они же их «заказали». И общее направление предстоящих в этой связи изменений тоже понятно: это расширение конфликта, более полное вовлечение в него новых участников на стороне Украины и, возможно, на стороне РФ.
Формы этого расширения могут быть разными и по срокам, и по непосредственным действиям. Расширение может случиться и сейчас, в виде прямого ответа, и через значительный срок, когда никто уже не будет привязывать расширение западного вмешательства к нынешним обсуждениям корейского вмешательства, потому что само по себе вмешательство с любой стороны нормализуется. В минимальном варианте речь идёт о дополнительной материальной военной помощи ВСУ от Южной Кореи, западных стран и, возможно, Японии, в более масштабном – о прямом вовлечении западных воинских контингентов на территории Украины, в ещё более масштабном – о расширении линии фронта далеко за прежние границы Украины, как в Европе, так и в Азии. Важно заметить, что именно такие последствия непонятной возни вокруг северокорейских войск в РФ настолько очевидны и так хорошо просчитываются (пусть не в конкретном виде c чёткими сроками, а в общем направлении), что речь идёт о совершенно сознательной работе на расширение конфликта и со стороны пропагандистской машины ПЧА/ГАГ РФ, засветившейся в мероприятии, и со стороны лично кремлёвского резидента. На словах они могут сколь угодно источать миролюбие и желать «договорняка со сливом» по текущей линии фронта или, наоборот, грозить моментальной расплатой за чьё-то подключение к конфликту, но на деле работают на «усиление накала» – в полном соответствии с наиболее удобным для западных заказчиком графиком.
В этом плане следует отметить важность самого по себе привлечения нового союзника уже в ходе военных действий. Не секрет, что прямое западное вовлечение в войну на Украине в натовском формате во многом сдерживается пока открытым вопросом о границах Украины и РФ и, соответственно, коллективных гарантиях Украине о помощи ей в контроле оговоренного пространства. И вот, прямо в ходе войны и не имея признанных возможными военными противниками внешних границ, РФ заключает с Северной Кореей союзный договор, в котором вопрос о границах выносится за скобки, то есть не говорится, нарушение какого пространства со стороны третьей силы будет считаться агрессией и повлечёт полноценное подключение союзника к конфликту. Не давая РФ особых военных преимуществ, такой договор, в то же время, расширяет для Запада пространство для манипулирования формами военной помощи Украине, в том числе открывая и симметричную возможность стать полноценным союзником Украины без оговаривания вопроса о её внешних границах, без уточнения, например, принадлежности Крыма, Запорожской и Воронежской областей.

А вот по-настоящему открытый вопрос возникает в связи с позицией Пхеньяна, который слишком вяло и неторопливо опроверг измышления об использовании своих войск. Можно, конечно, допустить, что руководство Северной Кореи не догадывается об истинных намерениях руководства РФ в этой войне и принимает своих кремлёвских партнёров за реальных патриотов, желающих победы над американской гегемонией. Но допустить то же самое о пекинских наставниках северокорейского руководства очень трудно. И трудно допустить, что высшее руководство КНР не понимает, что обсуждаемое вовлечение Северной Кореи в украинский конфликт означает его расширение, по результатам которого в процесс придётся вмешиваться самому Китаю. И как это вяжется с официальными декларациями Пекина о нерасширении поля боя?
В худшем случае можно предположить, что предположительная массовая засылка «корейских добровольцев» в РФ станет репликой привлечения китайцев в помощь РИ в годы Первой мировой войны: никакой погоды на фронте с Германией китайские «товарищи» не сделали, зато изрядно пошуршали на старте войны гражданской, усугубляя начинающееся кровопролитие. И сейчас в случае внутриполитического противостояния корейские военные не смогут оказать решающего влияния на его исход, зато запустить по самому неконструктивному руслу – запросто. Вообще, от Пекина можно было и стоило ожидать вклада в освобождение РФ от западного внешнего управления, однако для таких проектов должны быть долгосрочные политические инструменты, а «дуболомные» решения вряд ли дадут в устойчивом виде тот результат, на который как бы направлены непосредственно.
К сожалению, дать ответ на все эти вопросы нелегко и здесь стоит ограничиться постановкой проблемы, что уже станет немалым шагом вперёд. Тут стоит пояснить значение этого шага. Как уже говорилось в недавней статье «Деликатные информационные задачи», ведущим функционалом когнитивной машины РФ в нынешних условиях является нечто противоположное тому, что должно быть, а именно – депроблематизация (реально открытых вопросов) и десекьюритизация (реально существенных угроз). Мы здесь, таким образом, устраняем этот перекос со своей стороны. А как депроблематизация и десекьюритизация может проявляться в рассматриваемой теме?
Ну вот, например, мы задумываемся, что может стоять за молчаливым потворством Пекина возможному расширению конфликта, а заядлый депроблематизатор из числа проверенных экспертов, в лучшем случае, изречёт: «Пекин преследует свои национальные интересы». Таким образом, самой постановки вопроса о том, что же это за интересы и насколько они рациональны для Китая (не говоря уже о выгоде для РФ), при таком подходе не бывает в принципе, формула депроблематизатора означает «не смейте об этом задумываться!». Соответственно, при таком самозапрете на анализ невозможно заподозрить, что китайское руководство преследует совершенно другие цели, чем можно было бы от него ожидать в условиях следования китайским национальным интересам; невозможно и предсказать какие-то стратегически важные шаги, выходящие за рамки «естественной рутины». Происходит перенос извечной формулы «начальству виднее» на действия чужих и даже иностранных начальств. Вспомним, как в РФ в апреле 2022 года все «взяли под козырёк» после объявленного Шойгу «решения верховного» «освободить» в первую очередь Донбасс и стали петь осанну «битве за Донбасс», ни разу не попытавшись поставить под вопрос избранную стратегию и тем более прямо заявить, что наступление за Донбассе – это измена! Вот так же и при «анализе» китайской политики у нас даже реальные китаисты склонны на автомате посчитать решения китайского руководства (чужого для китаистов!) рациональными, даже не задумываясь о стратегических альтернативах.
Аналогичным образом, пропагандистская машина ПЧА/ГАГ РФ занимается откровенной десекьюритизацией, подавляя в зародыше своими воплями любые рассуждения об угрозах расширения конфликта, связанных с вовлечением посторонних войск, в том числе и мнимым. Военного усиления РФ от этого привлечения не будет вообще, а усугубления политической диспозиции – сколько угодно.
По счастью, мы тут не окованы облегающим панцирем самооскопленной аналитики и можем прямо констатировать несуразности в поведении союзников, до недавнего времени казавшихся не подверженными внешнему управлению, и предупредить об очевидных угрозах. По крайней мере, нет никакого повода радоваться «военному усилению» РФ, связанному с вовлечением КНДР в конфликт с Украиной, – военные перспективы от этого «усиления» лучше не станут, а вот тот факт, что всё мероприятие идёт по лекалам нескольких предыдущих операций ПЧА/ГАГ («ихтамнетов» на Донбассе, «вмешательства в выборы на Западе») и проводится в точности той же агентурой, которая уже нагадила в обозначенных операциях раньше, должен предельно насторожить. Главное новшество очередной операции, связанной с привлечением северокорейских войск на территорию РФ, – в том, что теперь уже сама РФ выступает инструментом, объектом, площадкой для самых нечистых манипуляций и это открывает самые невесёлые перспективы для её населения и государственности. Квест «почувствуй себя дончанином-2014» распространяется на новых невольных участников, до недавнего времени уверенных в своём максимально защищённом, по праву прописки, статусе. И, с другой стороны, опыт РФ, вообразившей себя в 2014 году великим комбинатором, который манипулирует чужими судьбами без риска для себя, а теперь внезапно приближающейся к статусу бессильного объекта кровавых геополитических игрищ, полезно бы учесть внешним игрокам, пытающимся повторить её путь.

|
</> |