Онтологический аргумент
fontanka_su — 15.10.2014 Существует ли яблоко?1. Если мы допускаем независимое от сознания (восприятия) бытие предметов, то яблоко, бытующее в моём восприятии, не тождественно яблоку per se. Более того, принципиально невозможно оценить степень их подобия. По-видимому, бытие в сознании и бытие per se, как Ding an sich, принципиально различаются.
2. Совершенство - как самотождественность - свойственно всему истинному, о чём мы, собственно, уже не можем судить как о различных вещах. Если яблоко, существующее per se, совершенно, оно тождественно Богу. Таким образом, вопрос о существовании чего бы то ни было, это вопрос о существовании Бога.
3. Если существования различны, то истинно существует только совершенное, т.е. существующее независимо от восприятия. Совершенным яблоком будет то, которое обладает как всеми возможными акциденциями, так и их отрицаниями - оно есть и нет, обладает цветом и бесцветно, обладает формой и бесформенно, и т.д.
4. Яблоко, которому мы приписываем лишь наблюдаемые акциденции (наблюдаемое), не существует.
***
Вышесказанное основано в равной степени на онтологии Ансельма из Кентербери и Канта и формализме Гёделя, а также на том недоумении, которое у меня вызывает существование вещей - каких бы то ни было.
Я хорошо помню тот день, в которой мне пришло в голову, что вещи вовсе не таковы, какими их видят. Это тривиальная догадка - достаточно немного подумать об оптике и геометрии, чтобы понять, как нелепо судить о вещи, обладая глазами нашей конструкции. Необходимость синтетических суждений Канта вытекает уже из того, что наш глаз, будучи довольно несложной моделью камеры обскуры, в принципе не может давать изображения трёхмерных предметов без их проективно-перспективного искажения.
Я не помню, как и от кого я узнала о возможном существовании Бога, но это не вызвало у меня никакого протеста - Бог был для меня одной из вещей, erga, чьё существование было само по себе настолько неясно, что не оставалось сил разделять их на более или менее достоверные. Но мне хотелось бы прийти к этой мысли - о возможности существования res, вещи, любой вещи - самой, а не получить её в "переваренном" виде.
Я не знаю, в какой степени идея Бога встроена в окружающий нас мир - если и так, то речь идёт лишь об идее второго порядка, платоновском симулякре. Симптоматично, что атеизм дерзает оспаривать лишь эту идею.
Богооставленность совершенна. Бога здесь - везде, где можно было бы сказать здесь - нет.
***
И всё же яблоки по-прежнему изумляют меня.
|
</> |