У нас с 1 сентября в ВУЗах первокурсники начнут изучать курс «Основы российской государственности». Напомню, что там пять блоков: «Что такое Россия», «Российское государство-цивилизация», «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации», «Политическое устройство России» и «Вызовы будущего и развитие страны». И посмотрел: среди преподавателей (студентов пока это не коснулось) развернулась дискуссия, что этот курс конкретно дает. Некоторые говорят, что это чтобы воспитать из студентов патриотическую интеллигенцию в отличие от той интеллигенции, которая разрушила СССР, развалила его в 1991 году, и непатриотической интеллигенции, которая развалила Российскую империю и т.д. Появился некий новый термин – «патриотическая интеллигенция». На Ваш взгляд, это действительно очень важное направление?
Сергей Михеев: Важное, конечно! Люди, которые задают смыслы, которые работают со знанием - преподаватели, учительский состав, работники СМИ, писатели, художники, кинорежиссеры и т.д. – это люди, которых у нас принято называть «интеллигенция», хотя это понятие существует в таком виде только в России. Они – властители дум. Хотите или не хотите, они в значительной степени формируют общественное мнение, общественные стереотипы, задают модели поведения и т.д. Важно ли, чтобы эти люди были искренними патриотами? Важно, конечно. Важно, чтобы хотя бы они не были вторичными, потому что одна из проблем нашей интеллигенции состоит в том, что она совсем не творческая, а заштампованная вторичная. Ничего своего люди, не настроенные патриотически, изобразить не могут. К сожалению, это как «киевский проект» или гей-парад в Ливерпуле. Всё, что они могут – это в лучшем случае попытаться скопировать, как там. Причем нынешняя интеллигенция в этом смысле самая бездарная из всех перечисленных Вами.
Советская интеллигенция была, на мой взгляд, более одаренной, продвинутой и творческой; досоветская интеллигенция – еще более глубокой при всех ее претензиях к режиму и т.д.; а нынешняя – самая примитивная. Всё, что они умеют делать – это копии, причем это в лучшем случае. Копии, заштампованные мнения, жуткая зависимость от среды и невероятная вторичность с той точки зрения, что «я здесь деньги зарабатываю, а жить хочу где-нибудь там!» Думаю, это самое низкое качество интеллигенции, которое было в нашей стране в советское и досоветское время за последнюю пару сотен лет.
Учебники помогут поднять на достойный уровень?
Сергей Михеев: Во-первых, учебники помогут, но не сразу. Во-вторых, все эти вещи нужны в комплексе. Буквально некоторое время назад мы с Вами обсуждали, что начинать надо с игрушек и детских садов, а высшее образование – это уже то, к чему человек должен подходить с некоей базой. Учебники, конечно, важны, и еще очень важны преподаватели, которые по этим учебникам будут учить. Преподавательский состав, который у нас в 1990-е годы был полностью отравлен грантовыми программами – «хочу или не хочу, а должен везде преподавать challenge of democracy” - с ним была проблема. Может быть, если изменится, то дела пойдут на лад.