Они сражались за Белград
vikond65 — 07.04.2021
Люди моего поколения наверняка хорошо помнят, как в 1999 году все
напряженно следили за бомбардировками Белграда и других городов
Сербии авиацией НАТО. Однако не все знают, что ровно 80 лет назад,
с 6 апреля 1941 года, столица тогда еще единой Югославии
подверглась гораздо более жестоким авиаударам гитлеровских ВВС. Но
тогда югославские летчики сумели дать агрессорам серьезный отпор и
нанести им ощутимые потери.
Первый массированный авиаудар был нанесен в 6.30 утра
одновременно с началом вторжения Вермахта в Югославию. Целью было
разрушение государственной инфраструктуры, парализация работы
центральных органов власти, уничтожение узлов связи, а также -
создание паники среди населения. В налете принимали участие 74
пикировщика "Юнкерс" Ju-87B и 160 двухмоторных бомбардировщиков
"Хейнкель" Не-111 и "Дорнье" Do-17Z в сопровождении 86 истребителей
"Мессершмитт" Bf-109 и Bf-110.
За противовоздушную оборону Белграда отвечала 32-я авиагруппа,
состоявшая из 27 истребителей Bf-109. Да, югославы до войны
закупили в Германии 100 "Мессершмитов", из которых они успели
получить 73 штуки. Таким образом, в небе Белграда сошлись в
воздушном бою "мессеры" с черными немецкими и белыми югославскими
крестами на крыльях. Кроме того, на аэродроме Земун, неподалеку от
Белграда, базировалась 51-я авиагруппа, которая тоже приняла
участие в отражении налета. В ней насчитывалось 10 "мессершмитов" и
шесть югославских истребителей "Икарус" Ик-3.
С учетом этой авиагруппы 234-м немецким бомбардировщикам и 86
истребителям югославы смогли противопоставить всего 43 своих
истребителя. Их пилоты дрались насмерть, но их было слишком мало,
чтобы отразить налет. В 10 часов утра по Белграду вновь нанесли
удар пикировщики - 57 "Юнкерсов" под прикрытием 30 "Мессершмиттов".
В 14 часов над городом снова появились "двухмоторники" - 94
"Хейнкеля" и "Дорнье" в сопровождении 60 "мессеров". Последнюю
атаку немцы произвели в 16.00. В ней принимали участие 90
пикирующих бомбардировщиков и 60 истребителей.
В общем итоге, с учетом повторных вылетов, в течение дня город
бомбили 475 германских бомбардировщиков, а их прикрывали 236
истребителй. На отражение каждого налета взлетали югославские
перехватчики, совершившие за день 140 боевых вылетов. Но с каждым
разом их становилось все меньше. Перед последним боем в воздух
смогли подняться только 13 машин, остальные погибли, либо были
серьезно повреждены.
Немцы сбросили на город 360 тонн бомб, разрушив 714 зданий, в том
числе - королевский дворец, дом правительства, министерство армии и
флота, здание генштаба, военную академию, центральный телеграф,
городскую радиостанцию, а также - три моста через реки Сава и
Дунай. Сгорел национальный архив с десятками тысяч уникальных
средневековых рукописей. Был выведен из строя городской водопровод
и система подачи электроэнергии. Погибло более двух тысяч
белградцев, точное число жертв неизвестно, так как множество тел
осталось под завалами.
Но за это гитлеровцам пришлось заплатить. По их собственным данным,
в четырех воздушных боях на подступах к Белграду и непосредственно
над городом было сбито два бомбардировщика Do-17Z, четыре
пикирующих бомбардировщика, четыре двухмоторных истребителя Bf-110
и два одномоторных Bf-109. Еще один поврежденный Bf-110 разбился
при посадке. Таким образом, по итогам дня Люфтваффе списали в
расход 13 машин. Югославы потеряли безвозвратно 8 (по другим
данным - 10) истребителей, а еще 13 (по другим данным - 15) было
повреждено, но часть из них удалось восстановить.
Седьмого, одиннадцатого и двенадцатого апреля немцы снова бомбили
столицу Югославии но уже гораздо меньшими силами, чем в первый день
войны. При отражении этих налетов югославы потеряли еще восемь
истребителей и четырех пилотов, немецкие потери - неизвестны.
Ну и в качестве эпилога: 9 мая 1945 года командующий 4-м Воздушным
флотом Люфтваффе генерал-полковник Александр Лёр, который
спланировал и организовал бомбардировки Белграда, был захвачен в
плен словенскими партизанами, бежал, но 13 мая был пойман снова,
приговорен югославским военным судом к смертной казни и
повешен.
Далее - немецкие самолеты, участвовавшие в бомбардировках Белграда,
и югославские машины, давшие им отпор.
Бомбардировщик Do-17Z.
Пикирующий бомбардировщик Ju-87.
Истребители Bf-109 E3 и Bf-109 E7.
Югославские машины: Bf-109E-1, два "Икаруса" Ик-3 и "Харрикейн"
Mk.1. "Харрикейны" не входили в состав ПВО Белграда, но несколько
таких машин с аэродрома Баня-Лука перехватили группу немецких
пикировщиков на отходе от цели и, по докладам пилотов, сбили
один Ju-87.
Группа югославских летчиков-истребителей на фоне "Икаруса". Не
правда ли, эта машина похожа на Як-1?
Фотоснимок, сделанный из кабины немецкого самолета в момент
бомбардировки моста через Дунай.
Разрушенный королевский дворец в Белграде.
Место падения еще одной бомбы.
Рухнувший купол королевского дворца и старинная улочка в центре
Белграда, превращенная в руины.
|
</> |