
"Она не утонула" - подлодка Б-413


В последний раз был на ней, когда мой рост позволял не нагибаясь перебегать между отсеками и вообще ничего не запоминать. Хорошее было время, но сейчас всё было по-другому. Желание посетить советскую дизель-электрическую подводную лодку проекта 641 неожиданно появилось у всех ребят, совершающих прогулку по набережной Петра Великого и я не стал исключением. Еще бы, побывать внутри некогда боевой подлодки, послушать экскурсоводов, посмотреть в перископ и на себе ощутить давление стен выдается не каждый день, тем более, если ты не житель Калининграда или не военный моряк.
Начать следует с краткой исторической справки:
Подводная лодка «Б-413» проекта 641 (Foxtrot по классификации
НАТО) - уникальное музейное судно. В 1969—1990 годах несла
боевую службу в составе 96-й бригады подводных лодок 4-й эскадры
подводной лодки Краснознамённого Северного флота, с 1990 года
переведена в состав Дважды Краснознамённого Балтийского флота и
окончательно списана в 1999 году. С 2000 года экспонируется у
причала Музея Мирового океана.
Думаю, для вводной части достаточно и можно перейти к осмотру
некогда военного объекта:
1. Признаться, первым делом мы пошли фотографировать лодку без какой-то задней мысли и были пойманы охраной за руку.
Где Ваши билеты, господа - с суровым видом вопрошал мужчина в форме.
Какие такие билеты? - начали строить дурачка блогеры

2. В общем на всю группу пришлось раскошелится и только после предъявления билетов нам разрешили снимать лодку так, как мы хотим и сколько пожелаем. Всё-таки справедливо - люди хранят, оберегают, реставрируют, одним словом, работают для нас, а мы платим за это.

3. Если верить официальным источникам, это единственная в стране и одна из немногих в мире подводных лодок, относящихся к до атомному периоду подводного флота. Уникальность лодки состоит и в том, что она сохранена в первозданном виде.

4. Разумеется, лодка не всегда была музейным экспонатом. После более чем двухгодовых подготовительных работ 2 июля 2000 года Б-413 открыта для посетителей как музейный экспонат. На подводной лодке по сей день открыта выставка «Из истории российского подводного флота».

5. Спустившись в отсек группа встречает сотрудника, который около двадцати минут рассказывает о данном обьекте.

6. Немного деталей и ТТХ: ПЛ имеет семь отсеков: носовой торпедный; носовой аккумуляторный и жилой; центральный пост; кормовой аккумуляторный и жилой; дизельный; электромоторный; кормовой торпедный и жилой отсеки. Во втором отсеке расположены каюты командира и офицеров, офицерская кают-компания, гидроакустическая рубка; в четвертом отсеке - каюты офицеров и мичманов, кают-компания старшин, камбуз; в седьмом отсеке - койки для рядового состава, средства спасения и аварийный люк.

7. Слушал-слушал и решил, что пора приступать к осмотру. Всё-таки пока нет никого легче сделать фотографии

8. Переход между отсеками мне нравится. Примерно такие же, насколько я понимаю, установлены на МКС и я бы с радостью залетел сюда в состоянии невесомости. Кто знает, может быть эта задумка будет исполнена.

9. В каждом отсеке имеется несколько помещений. Я решил показать все и сразу. Сейчас мы находимся в кормовом отсеке, на который попали из носового торпедного отсека.

10. Кают-компания. Тут команда проводила обеды, совещания, а в экстренных случаях стол использовался для операций

11. Для этого сверху установлены мощные осветительные приборы

12. Ну и набор инструментов хирурга

13. Радиорубка. Тут всё понятно

14. Агрегатная ГАС

14.Насколько я запомнил это штурманская рубка.

15. Камбуз - святое место

16. Хотя вот еще одно не менее важное место

17. Для любителей пикантных подробностей эта фото

18. По соседству с галюном находится лестница, ведущая в боевую рубку и центральный пост

19. На посту боевое дежурство несет медвежонок. А вы как думали? Всё серьезно

20. Это то самое место, которое первым делом видно при всплытии

20. Поглядел в перископ - работает

21. Фото на память.

22. Минуем четвертый отсек

23. Пункт управления дизелями и дизельный отсек

24. Столько всего и так хочется покрутить.

25. Далее у нас аккумуляторная яма

26. Кстати, вот все командиры ПЛ

27. Для понимания - служить на подлодки абы кого не берут. Это очень серьезный механизм, для управления которым нужны знания, логика и наверное смелость.

28.Электромоторный отсек не получился на фото

29. Хотел было влезть, но написано, что убьет

30. Ну и самое важное - кормовой ракетный отсек. Почему самое важное? Ну вы ведь понимаете для чего нужны подлодки - для запуска ракет

31. Вот отсюда и уходили торпеды

32.В фильме "72 метра" рассказан случай о том, как через примерно такуой же отсек моряк выбрался на сушу и сообщил о бедствии. Такое действительно возможно.

33. Для этого даже предусмотрен специальный водолазный костюм.

34. Вот и вся экскурсия. Постарался коротко и доступным языком.

35. Когда будете в Калининграде, обязательно посетите это и другие места в "Музее мирового океана". Уверен, что не пожалеете.

Обещал рассказать о боевом пути лодки, но поставил эту информацию в самый конец поста. Прочтут её только те, кому действительно интересно.
- 7 октября 1968 года спущена на воду, после чего переведена по внутренним водным системам в город Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний.
- 24 ноября 1968 года на Б-413 поднят военно-морской флаг СССР, а 8 января 1969 года вошла в состав Северного флота и зачислена в состав 96-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводной лодки Краснознамённого Северного флота с базированием в городе Полярный. В 1969 году лодка несла боевую службу в северо-восточной Атлантике. С 20 по 27 июля участвовала в официальном визите в Гавану (Куба), а затем нанесла деловой визит в порт Конакри (Гвинейская Республика).
- В апреле 1970 года участвовала в спасательной операции по оказанию помощи атомной подводной лодке К-8. С 14 по 27 мая 1970 года участвовала в манёврах ВМФ СССР «Океан», в ходе которых нанесла деловой визит в порт Сьенфуэгос (Куба). В 1971—1974 годах несла боевую службу в Средиземном море в составе 69-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Краснознамённого Северного флота (с 10 декабря 1971 года по 24 июня 1972 года, а затем с 15 сентября 1973 года по 8 октября 1974 года совместно с Б-31, Б-105, Б-130, Б-409 и Б-440).
- В 1977 году несла боевую службу в Норвежском и Баренцевом морях, по окончании которой перешла в город Кронштадт для прохождения ремонта. С 10 ноября 1977 года по 9 июня 1980 год проходила капитальный ремонт на КМОЛЗ в Кронштадте (на время ремонта входила в состав 10-го ДнРПЛ ЛенВМБ), по окончании которого в 1980 году включена в состав 161-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Краснознамённого Северного флота с базированием в городе Полярный.
- 5 сентября 1981 года на Б-413 произошла нештатная ситуация: в результате невязки в 1,5 мили и неисправности эхолота, подводная лодка задела неизвестный предмет под водой и аварийно всплыла. Позднее выяснилось, что в этом районе находилось затонувшее судно. У Б-413 оказалась повреждённой ГАС. В 1982—1986 годах несла боевую службу в Средиземном море (с 1 июля 1982 года по 7 марта 1983 года; с 5 июля по 30 октября 1984 года; с 8 декабря 1985 года по 10 сентября 1986 года.
- В 1987 году Б-413 заняла первое место на Северном флоте по минным постановкам и приказом командующего Северным флотом была объявлена «Отличным кораблем». В 1988 году находилась в ремонте в порту Тиват (Югославия). Из-за нескольких месяцев ремонта экипаж потерял боеготовность, поэтому для продолжения боевой службы в Средиземном море был прислан резервный экипаж 161-й бригады подводных лодок. С 15 июня по 13 декабря 1988 года несла боевую службу в Средиземном море 132-м экипажем на борту.
- Летом 1990 года переведена по Беломоро-Балтийскому каналу из Белого в Балтийское море, и 19 июля того же года переведена в состав Дважды Краснознамённого Балтийского флота (22-я бригада подводных лодок 14-й эскадры подводных лодок) с базированием в городе Лиепая. Предположительно в 1992 году, последней из российских подводных лодок, Б-413 прошла ремонт на судоремонтном заводе № 29 и после его завершения, под буксирами, покинула Лиепаю. 23 декабря 1993 года зачислена в состав ЛенВМБ (25-я бригада подводных лодок 4-й УДиК ЛенВМБ) с базированием в городе Кронштадт
- В декабре 1997 года по инициативе директора Музея Мирового океана С. Г. Сивковой министр культуры России Н. Л. Дементьева обратилась к Председателю Правительства России В. С. Черномырдину с просьбой о безвозмездной передаче Б-413 в качестве экспоната в музей с постоянным расположением в городе Калининград. Приказом Главнокомандующего ВМФ от 3 сентября 1999 года Б-413 была выведена из боевого состава ВМФ. Согласно директиве Командующего Балтийским флотом адмирала В. Г. Егорова Б-413 передислоцирована из Кронштадта в Калининград, где в конце 1999 года поставлена в док на судоремонтном заводе «Янтарь» для переоборудования под музей.
Спасибо за внимание, надеюсь, пост был интересен и у вас появилось желание поделиться им, нажав одну из кнопочек ниже:
|
</> |

Капитан 2 ранга В.СМИРНОВ.