Он знал множество молитв, и в особенности отлично изучил технику молитвенного


Он был набожен и каждый день охотно посвящал молитве несколько часов.
Но он молился не потому, что любил бога и надеялся посредством молитвы войти в общение с ним, а потому, что боялся черта и надеялся, что бог избавит его от лукавого. …
Но молитва не обновляла его, не просветляла его чувства, не вносила никакого луча в его тусклое существование.
Он мог молиться и проделывать все нужные телодвижения — и в то же время смотреть в окно и замечать, не идет ли кто без спросу в погреб и т. д.
Это была совершенно особенная, частная формула жизни, которая могла существовать и удовлетворять себя совсем независимо от общей жизненной формулы." …
Он знал множество молитв, и в особенности отлично изучил технику молитвенного стояния.
То есть знал, когда нужно шевелить губами и закатывать глаза, когда следует складывать руки ладонями внутрь и когда держать их воздетыми, когда надлежит умиляться и когда стоять чинно, творя умеренные крестные знамения.
И глаза и нос его краснели и увлажнялись в определенные минуты, на которые указывала ему молитвенная практика.»
М.Е. Салтыков-Щедрин "Господа Головлевы"