Он уехал, он удалился, он бежал, он вырвался!
olly_oxen — 21.12.2013Курбский, выпей йаду!
Что же он слинял-то? Как можно было так постыдно сбежать — из колонии сразу на запасной аэродром, в немецкие объятия? Из-под длани Грозного — да и в Литву: много ли теперь ему веры? Так сбегает, подтверждая ужасные слухи о себе, чужая агентура. Так вырывается из окружения, бросая своих, дезертир.
Оставил мать, клиентов, паству. Спецрейсом к Геншеру— то есть это уже "операция", "закрытые договоренности", "тайная дипломатия", о которой плебсу, даже либеральному, знать не позволено. А ведь плебс так верил в "сретенье" где-нибудь в прямом эфире "Эха Москвы", в импровизированную встречу на вокзале, в розы к ногам, в людское море рук, которые понесут героя. А герой прыгнул в джет, убыл, слился.
Цицерон о Катилине: "Он уехал, он удалился, он бежал, он вырвался!" Ходорковский десять лет был для них иконой стойкости и символом сопротивления, за день стал полу-сломленной жертвой, за два дня — татем в ночи. А мог бы устроить возвращение с Эльбы, триумфальный марш на столицу в окружении всё прибывающих батальонов. С чудесами, исцеленьями, блэкджеком, шлюхами.
Но впрочем, какие еще батальоны? Чтобы примкнуть штык, от этой публики требуется возвышенность чувств, ощущение торжества момента. Вместо этого — твиттер и фейсбук полнятся змеиной злобой, шелестом потираемых лапок, стонами низкой тоски: "Оказанная милость была не взаправду, ведь мы не умеем поверить в сострадательность тирана!"
Вот за что они ненавидят Путина. Не за преследования, посадки, гэбистский юморок, подворотную честь, нет! А за то, что он способен быть свободолюбивее их. Благороднее их. Человечнее их. Им жизни нет оттого, что первым и последним либералом в России была и остается власть.
Будь они хоть чуточку умнее, своей иконой они давно провозгласили бы именно Путина. Признаем, он смог бы оправдать и их веру тоже. Но теперь их жизнь разбита: Ходорковский, их единственная ценность, которую они ставили превыше себя, их оправдание перед небесами ("Мы любим его, и значит мы не свиньи!"), — походя вытер об них ноги. Мрак, тлен и отчаяние.