«Он гений, Фаина»

"Мне нравится, как долгие годы местная публика обсуждает, что же такого в "Мастере и Маргарите", что ни одна экранизация не удалась. Ответ прост, но "интеллигенция" старательно блокирует его в своем местечковом сознании: книга просто плохая. Она дурно и пафосно написана, она разваливается на концептуальные фиги в кармане и жалобы в профком писателей на горькую недоданность ништяков самому Булгакову, она злобная и мелочная. Попытки сделать из нее некий манифест удаются только выходцам из Бердичева с образованием бессмысленного Литинститута. Или не удаются. И все это конечно делает книгу очень хреновой базой для кино. Хотя за миллиард с лишним можно наворотить ярких эффектных картинок, где основной аттракцион - насколько голой будет актриса".
Лимонов "Священные монстры"
"Смешав и встряхнув хорошенько все эти элементы, получаем очень лестную для обывателя книгу. В «Мастере и Маргарите» обыватель с его бутылью подсолнечного масла, с его ЖЭКами и прочей низкой реальностью присоединяется к высокой Истории. К Понтию Пилату и Христу. Ну как же обывателю не любить такую книгу?! Он ее и любит с завидным простецким задором. Хотя,.. книга получилась вульгарная, базарная, она разит подсолнечным маслом и обывательскими кальсонами. Эти кальсоны и масло преобладают и тянут вниз и Понтия Пилата, и Воланда, и Христа. С задачей создать шедевр — роман высокого штиля — Булгаков не справился, создал роман низкого, сродни «Золотому теленку».
Тамара Катаева "Отмена рабства. Анти-Ахматова-2"
"Безошибочно определив респектабельность Кафки, Джойса, Пруста, она почему-то поддержала и Булгакова.
Объяснения могут быть разными.
Во-первых, предчувствовала, что «Мастер и Маргарита» станет модным, бери выше — культовым (на самом деле этим словом обозначается понятие более скромное, а именно — «очень модный»). Но — это во-вторых — Анне Андреевне и самой роман понравился чрезвычайно: вкус был не там, где Джойс и Кафка — а все-таки среди описаний писательских ресторанов и служебных тягот патрициев. А в-третьих, — и это перечеркивает все вышесказанное, но тоже возможно — Анна Андреевна снайперской интуицией чувствовала, что роман Булгакова — вовсе не ровня титанам литературы XX века, будет просто хитом прекрасного традиционного, талантливого, вкусного и яркого, но местного значения писателя — и о нем можно, не вонзая тесак себе в сердце, сказать: «Он гений, Фаина».
|
</> |