Он был Загадкой – Загадкой и остался.
stanis_sadal — 11.09.2010 Олег Марусев:- Мессинга я видел на украинской сцене один раз, мльчиком. Надо сказать, что в те послевоенные годы на периферии выступало огромное количество всяких гипнотизеров, большинство из которых были шарлатаны.
Слово гипноз тогда было почти запрещено, поэтому афиши завлекали зрителя всякого рода «психологическими опытами» и «сеансами разоблачения магии», как у Воланда.
Плакаты были очень яркими: на них обязательно изображались или полусумасшедшие глаза или завораживающие руки.
В общем, атмосфера зрелища нагнеталась заранее.
Один вечер фокусников мне очень запомнился.
В первом отделении, как обычно, появлялся во мраке маг и приводил зрителей в ужас тем, что вызывал на сцену людей, которых бил по лбу, после чего последние впадали в оцепенение.
Мы с мальчишками пытались повторять это у себя во дворах, так дубася друг друга по лбу, что оцепенение приходило само собой.
А вот во втором выступил замечательный фокусник Ван Тен Тау (я даже имя запомнил), который в одном из номеров вдруг достал из под своего китайского облачения огромный аквариум с живыми рыбками.
Это было замечательно.
Ощущение от выступления Мессинга, для меня, 10-летнего мальчика, было странное. Во-первых, реклама концерта показалась невзрачной – на средней, упаковочной бумаге - серая фотография человека и надпись красными буквами: «Вольф Мессинг».
После таинственных афиш заезжих магов этот анонс мне казался более, чем скромным, такой же скучный, как, допустим, объявление «Прием в техникум».
Первое появление Мессинга на сцене тоже не произвело впечатления – не было ни традиционной полутьмы, ни плаща, ни цилиндра.
Невысокий человек с тонким голосом, всклокоченными волосами и в коротких брюках выглядел комично.
И я, уже тогда мечтавший быть артистом, понял – брюки на сцене не должны быть короткими. Иначе ты будешь смешон. Мессинг мне напомнил клоунов, которые тогда пародировали известных цирковых иллюзионистов.
Они обычно появлялись между номерами, демонстрируя какой-нибудь фокус, который у них, естественно, не получался.
Начало тоже не понравилось – одни разговоры, математика, какие-то цифры, числа… ничего запоминающегося для детского сознания, вроде аквариума с рыбками, не было.
Дальше было поживей - Мессинг начал отгадывать, где находятся спрятанные зрителями предметы.
Много лет спустя я работал с иллюзионистами, показывавшими подобный трюк; волшебства в нем никакого не было.
С «магом» непременно работал ассистент, практикующий так называемую «мнемотехнику». Допустим, выбрав человека из зала, он задавал вопрос фокуснику на сцене, у которого были завязаны глаза: «Кто стоит рядом со мной?».
И вот именно этот порядок слов в вопросе означал, предположим, «женщину». Если же вопрос ставился так: «С кем я сейчас стою рядом?», - иллюзионист знал, что выбранный человек из зала – мужчина.
У Мессинга такого ассистента не было.
Он угадывал без подсказок.
Был ли это верх профессионализма хорошего фокусника или действительно действовали какие-то биотоки, не знаю. Во всяком случае, думаю, что истории, подтверждающие его необычные способности, происходили с ним чаще все-таки в повседневной жизни, а не на сцене, где он зарабатывал деньги.
В тот раз одна работница филармонии, в которой проходили концерты Мессинга, пожаловалась ему, что у нее ограбили квартиру. Вынесли ценные вещи, шубу и что особенно печально, деньги. Очень попросила подсказать, где искать воров, на что Мессинг ей сказал, - «Ищи внимательней, деньги – дома!». Через несколько дней обалдевшая от счастья женщина рассказывала, что нашла всю сумму не в тумбочке, откуда, как ей казалось, их выкрали, а в банке с гречкой. Стала пересыпать, и вспомнила, что сама же туда их загодя запрятала и забыла.
Позже от людей, с чьим мнением я дорожу, мне приходилось слышать самые противоречивые отзывы об экстрасенсорных способностях Мессинга – от ироничных до возвеличивающих…
Он был Загадкой – Загадкой и остался.
|
</> |