Омск. Панно Третьякова
sibariana — 30.01.2023 Тема прекрасно ложится в моё путешествие "в город сквозь город": эзотерический артефакт, влияющий на судьбу города, и случайно (случайно ли?) попавшийся мне на глаза в странствиях по загадочной планете Омска.Панно из бетона, имитирующее петроглифы Томской писаницы, выполненное для Омского краеведческого музея в 1977 году Николаем Яковлевичем Третьяковым. С 1988 года недоступное для обозрения, и вновь открытое для обзора на пару месяцев.
Как блуждающая комета, время от времени являющаяся для обозрения землянам.
Описание:
Рассказ о творце:
Детали изготовления:
Фото оригинала:
Картина Николая Третьякова "Курган", его давний интерес к археоарту и подступ к панно.
Теперь, уж извините, мои впечатления, моя отсебятина
1. Вещь, безусловно, неожиданная и мощная. Неожиданная для Омска.
Археоарт развит в Омске и вообще в Сибири, это богатое направление, но как-то обычно оно представляется картинами и элементами дизайна.
Монументальное панно - редкость.
Можно только гадать о мотивах замысла и как его пробивали в инстанциях.
2. Место расположения крайне неудачно. Это стена зала музея, бывшего генерал-губернаторского дворца. Аура здания для музея благоприятна, а вот для такого неожиданного творения - ну, не знаю. В обычное время панно будет прикрыто экспонатами, доступно для обозрения лишь частично.
Поэтому, опять же, не совсем понятен замысел. А была ли изначально заложена "открытость"? Или это тайный артефакт для посвящённых, тайный источник силы?
3. Да, и стилистически для бывшего генерал-губернаторского дворца хтоническая брутальность точно не подходит. Больше подошло бы панно с искусной резьбой по дереву, металлическая чеканка или литьё, много что можно скомбинировать из народных промыслов Сибири.
Вот так долбануть бетоном по лепнине и паркету - нужен какой-то мотив, превосходящий профанный взгляд на дизайн и искусство.
4. Буквально в полусотне метров от панно, только снаружи здания находится комплекс, точно совпадающий по смыслу и манере изготовления.
Сквер Борцов революции
Комплекс памятников революционерам, который начался с памятника Борцам Революции 1923 года, такая же грубая лепнина из бетона.
Потом в 1970-х на месте старого сада были перезахоронены (или устроены кенотафы) красным мадьярам, большевистским лидерам, погибшим красноармейцам.
Это один стиль выражения - жестокий, мощный, мужественный, вырастающий из земли простыми грубыми формами.
По-моему, наиболее точно выражающий характер рабочего и трудового Омска.
Не своей простотой, а скупостью конструктивизма 1920-х и лаконичностью 1960-х
4. Революция и петроглифы неолита.
Казалось бы, ничего общего.
Это с нашей точки зрения.
Для людей вроде Николая Третьякова - связь прямая.
Они знали как начиналась история - и знали, как революция завершила грандиозный этап насилия и подневольного труда, и открыла новую, настоящую, коммунистическую историю.
Прежние художественные формы самовыражения были уже неприемлемы - нужны были новые.
5. Если бы панно Третьякова находилось где-то в общественном месте, оно могло бы стать этапом градостроительного дизайна в Омске.
Потому что материал и манера исполнения позволяют выразить очень многое.
Пусть даже для Омска имитация наскальных изображений не характерна - в связи с отсутствием горных пород в степи - но это могло дать толчок другим формам, повествующим об истории края. Геоглифам на увалах Оми и Иртыша, монументальному деревянному зодчеству, металлическим комплексам в скифском стиле - и в бетонном обрамлении в стиле панно Третьякова
|
</> |