"Олю зверски убивали, а соседи обсуждали это на лавочке" "Ничего не знаю, моя хата с краю"
eva_vitli — 19.04.2010 Шокирующее преступление в Воронеже: красавицу Олю зверски убивали, а соседи обсуждали это на лавочке.Никто и не подумал вызвать милицию...
Анастасия КАЖАРИНА — 05.04.2010
Ребенок полез на дерево, парень сел на лавочку пивка выпить, водитель припарковался у подъезда... Сразу же - истошный старушечий вопль: "Я щас милицию вызову!!!" Всем знакома ситуация? Всем, всем до единого. Ведь все вышеперечисленное с точки зрения наших подъездных церберов - наказуемо. А знаете, почему? Потому что ничегошеньки ей тот, кого она милицией пугает, не сделает. Чертыхнется, пошлет куда подальше да и пойдет себе. Нужна ты, связываться с тобой...
А слабо, бабуля, было припугнуть так убийцу, который - вот он, рвет твою соседку на части заживо на глазах маленькой дочки? Слабо! Потому что он ведь настоящий преступник, он ведь может и того... Нет, лучше не вмешиваться, а то мало ли чего... И потом врать: "Ничего не видела, ничего не слышала, на даче была..." Да не была ты на даче. Все ты видела и понимала. И даже пальцем не пошевелила.
Это с твоего согласия он ее убил.
Он приходил на разведку
Ольга Догович с мужем и двухлетней дочкой жила на пятом этаже в доме № 30 на улице 25 Января. Мама - в высотке напротив, окна в окна.
В один ужасный день Оля пожаловалась матери, что к ней зашел какой-то незнакомец. Сказал, что он друг ее мужа Леонида.
- Он впервые пришел к ней за четыре дня до трагедии, - рассказывает Олина мама Зоя Гедзенко. - Подошел на улице, представился другом мужа, спросил про Леню. Гость объяснил, что приехал покупать машину, а Леонид обещал ему помочь. Он даже попросил ее позвонить мужу на сотовый. Но когда Леня брал трубку, тот сбрасывал: говорил, что на линии сбой... Так он искал повод попасть в квартиру. А чуть позже пришел к Оле домой. Соня в тот момент была у нас. Незнакомец попросил позвонить Леониду с домашнего. При этом вел себя очень странно. Постоянно осматривался, будто искал что-то.
Пока Ольга искала трубку радиотелефона, он прошел в комнату.
- Дочка сильно испугалась, передала ему трубку. Леонид сказал, что занят и ему некогда помогать... После короткого разговора мужчина ушел, - вспоминает Зоя Васильевна рассказ дочери.
Леонид узнал голос. Это был Николай Кузнецов*, который работал с ним в автосервисе месяцев пять. Но в марте 2009-го уволился и уехал домой, в Лискинский район. Как он объяснил Лене, снимать квартиру в Воронеже стало накладно...
А зеваки все глазели на убийство
Зоя Васильевна вспоминает последний разговор с дочерью. Она не может пересказать его без слез. И только шепотом. Больно.
- Утром она позвонила мне на работу... Олечка сказала, что собирается пойти погулять с Соней, а вечером договорились, как всегда, созвониться...
...Они гуляли в парке, около двух часов отправились домой. Сонечка что-то весело щебетала, счастливая мама умиленно слушала малышку. Они и не заметили, что в подъезде их поджидает Кузнецов. В его руках была палка.
Он дождался, пока Ольга откроет квартиру и станет завозить прогулочную коляску.
- Не успели мама с дочерью войти, как обвиняемый ворвался в квартиру и набросился на них, - рассказывает Евгений КУЛЕШОВ, старший следователь отдела по расследованию ОВД о преступлениях против личности и общественной безопасности СУ СКП РФ по Воронежской области.
Кузнецов стал избивать кулаками и палкой, которую принес с собой - сначала Ольгу, а потом малышку.
- Где деньги?! - орал убийца.
Теряя сознание, Оля упала на пол. От испуга и боли Сонечка захлебывалась от рыданий. Ведь ее зверь избил ничуть не меньше. Огромной дубиной он колотил ее по шейке, по головке, по спинке...
- Пока мама с дочкой приходили в чувство, подсудимый стал обыскивать квартиру, - продолжает Евгений Кулешов. - Нашел в шкатулке 70 тысяч рублей, которые Договичи собирали на покупку новой машины.
Оля сумела подняться. Истекая кровью, она кинулась на кухню. Распахнула окно и закричала не своим голосом. Она видела во дворе соседок. Она звала на помощь, размахивала руками так, что из окна даже выпала москитная сетка. Это был единственный шанс спастись. Но те глазели и ничего не делали...
На крики откликнулись только двое. Сонечка, которая прибежала на кухню и разрыдалась еще громче. И зверь, который примчался и изо всех сил стал бить Олю палкой по голове. Она поняла: это конец. Кровь заливала глаза, она наощупь кинулась в коридор, чтобы дочка не видела... Но убийца догнал и стал душить. Она сопротивлялась. Сопротивлялась яростно. Но силы были неравны.
Заливаясь слезами и кровью, на нетвердых ножках Сонечка потопала вслед за любимой мамой, которую он задушил на ее глазах.
- Этот ужас продолжался около двух часов! - рыдает Зоя Гедзенко. - Как же повезло соседям, стоявшим у подъезда - такая тема для обсуждения!
- Когда Ольга перестала дышать, Кузнецов продолжил обыскивать квартиру, - говорит следователь. - В других комнатах он нашел еще 18 тысяч рублей, мобильный телефон и ювелирные изделия. Общий ущерб составил больше ста тысяч рублей.
Ребенка он больше не трогал. У него созрел другой план... Перед уходом он захлопнул пластиковые окна, форточки и включил четыре газовых конфорки. Закрыл входную дверь на четыре оборота и сбежал.
Соседи, сидевшие на лавочке и обсуждавшие побоище в квартире Догович ничуть не удивились, когда шум прекратился и из подъезда выскочил незнакомый мужчина, закрывая лицо полотенцем. Но даже тогда не позвонили в милицию.
"Зачем он так маму?.."
- Около пяти вечера я пришла с работы. Мама сказала мне, что Оля не звонила, - вытирает слезы Зоя Васильевна. - Я набрала на сотовый, но он был отключен, домашний - занят. С тревогой на душе я пошла к ним домой, но мне никто не открыл. А когда выходила из подъезда, вроде бы услышала детский плач... Я отправилась к себе за запасными ключами от их квартиры. По дороге позвонила Леониду на работу, но он тоже не мог связаться с Олей.
Зоя Васильевна открыла дверь.
- Олечка лежала в коридоре, головой к выходу, лицом вниз... - задыхаясь от рыданий, рассказывает несчастная мать. - Пол и стены в крови, а над дочкой стоит Соня и молчит... Я почувствовала резкий запах газа, побежала на кухню, закрыла конфорки и распахнула окна. Схватила Соню и выскочила на улицу.
Зоя Васильевна была в шоке. Она не понимала, что происходит. "Олечка упала в обморок... Да, ей стало плохо и она упала в обморок..."
- Баба, зачем дядя маму яму бам? - обхватив ладошками лицо бабушки, оборвала Соня ее мысли.
Передав ребенка своей маме, по дороге назад Зоя Васильевна позвонила Леониду и сказала, что Ольге плохо. Велела срочно приезжать. Она вернулась в квартиру, перевернула дочь лицом верх и отскочила. Она все поняла.
- Что было дальше, я практически не помню... Позвонила мужу, он набрал "02" и "03"... Приехали милиционеры, следователи, Леня, мой муж...
- По объяснениям Зои Васильевны мы поняли, что убийца скорее всего и есть тот гость, - говорит Евгений Кулешов. - Мы отправились к нему в Лискинский район. Его задержали уже на следующий день. Деньги были спрятаны в стиральной машинке.
- Он пришел домой пьяный, - рассказали его мать и жена. - Закрылся в туалете и стал плакать, что-то бормотать... Нам послышалось, что он кого-то убил...
Через несколько дней Кузнецова арестовали. Сейчас он в следственном изоляторе, уголовное дело передали в суд.
К слову: у него трое маленьких детей. Третий родился, когда он уже был под арестом.
Позже его родственники и знакомые рассказывали, что незадолго до трагедии он разбил чужой "Мерседес", а хозяин иномарки тряс с него деньги. Занять было практически не у кого: Кузнецов с семьей два года назад приехал из Киргизии и подружиться ни с кем не успел. А деньги нужны были для села немалые. В деревне таких не займешь, а в Воронеже он знал лишь двоих. Один из них - Леонид Догович.
Ничего не знаю, моя хата с краю
Родные не могли нарадоваться на Олечку. Красавица, умница - закончила школу с золотой медалью, ВГУ с красным дипломом, работала преподавателем иностранных языков в академии правосудия. Коллеги и студенты ее уважали, по праву считали отличным специалистом. В последнее время она писала кандидатскую. Вскоре собиралась защищаться. Очень хотела быть мамой, и вот мечта сбылась. Они с мужем копили деньги на отпуск, новую машину, планировали второго ребенка. Она была счастлива. Как и все, кто был ей дорог. Настолько, насколько они несчастны сейчас.
И не сказать, чтоб Оля и Леня жили отшельниками, не общались с соседями. Во дворе Договичей знали. Старушки на лавочке улыбались, здоровались в ответ (а попробуй с ними первым не поздоровайся - неделю кости перемывать будут). Серьезных ссор в семье не было никогда. Ежу понятно, что страшные Олины крики о помощи должны были означать что-то ужасное. Ежу, но не этим людям.
Их допрашивали, тщательно допрашивали. Они - очень важные свидетели. Они все видели, все слышали, это установлено. Честное слово, мерзко все это. Все то, что они говорили следователю. А говорили примерно вот что:
"Около двух дня я вышла на балкон вывесить постиранное белье. Вдруг послышался крик из окна соседнего дома, женщина звала на помощь. Потом оттуда вылетела москитная сетка. Я знала, что там живут Ольга и Леонид. Резко окно захлопнулось и послышался громкий детский плач. Я поняла, что у них случилось что-то серьезное. Развесив белье, я пошла в комнату."
"Я живу с Догович в одном подъезде. Около половины третьего я услышала громкий женский крик. Кто-то звал на помощь. Я оделась и вышла на улицу. Там сидели еще две наших соседки. Они рассказали, что из окна Догович выпала москитная сетка."
"Мы сидели на лавочке и слышали крики. Чуть позже из подъезда вышел мужчина с полотенцем на голове"
Подобных объяснений - больше десятка. Я пыталась добиться у соседей ответа: ну почему, почему вы не постучали в дверь, не заорали "вызову милицию", да просто не вызвали ее, в конце концов?! И как в стену уперлась.
...Улица 25 Января, дом № 26 - напротив того, 30-го. На лавочке у подъезда - три старика. Да, говорят, знаем про эту страшную историю. От соседей.
- Да мы Оленьку с пеленок знаем, красивая девушка была. И очень умная, вежливая! - восхищается один из них. На вопрос, слышали ли они что-нибудь в тот день, дружно замотали головами.
Иду к дому № 30. У подъезда сидит бабушка - эдакий божий одуванчик - рядом на клумбе копается еще одна.
- Олечку мы знали очень давно, порядочная женщина была! - протянула бабушка в оранжевом платочке.
- А вы случайно не были свидетелями трагедии?
- Не-е-ет! - опускает глаза. - Это потом соседи рассказывали...
- И кто рассказывал?
- Да все! Вон с того подъезда! - кивает та, что на лавочке. Вторая исподлобья смотрит на меня и делает вид, что ужасно занята клумбой.
Иду "вон к тому подъезду". На скамейке старушка.
- Олю здесь все знали и любили, хорошая у них семья была, дружная, - говорит. - Всегда здоровалась (Важнейший критерий! - Авт.)
К скамейке подошел дед - ее муж. Оба заявили, что ничего не видели - были на огороде. Из подъезда выходит высокий мужчина. Тоже, оказывается, на фазенде тогда вкалывал. Как и еще несколько местных старух, которые божились, что в тот страшный день (ничего умнее не могли придумать, что ли?) копались на даче.
- Да вы идите вон в РайДЕЗ, - не сдержалась бабка у подъезда. - Их работники тоже выходили и ничего не сделали!
Что тут еще добавить...
Только то, что соседи Договичей - в основном отставные военные. Люди, чья профессия - защищать.
"Моя мама - звездочка"
Сонечке скоро исполнится три годика. Она живет с бабушкой и дедушкой.
- Моя мама - звездочка, она на небе! - время от времени объясняет девчушка бабушке и тычет пальчиком в окошко.
- А я кто, Сонечка?
- А ты моя мама на земле! - обнимая Зою Васильевну, улыбается малышка. Тяжелый ком подкатывает к горлу, но бабушка не плачет. Она сильная. А потом, закрывшись в комнате, беззвучно рыдает вдали от детских глаз.
Ребенок не должен снова переживать это горе. Сонечку сейчас не пускают в квартиру к Лене, чтобы она ничего не вспомнила. Родные очень осторожно обходятся со всеми вещами, которые хоть как-то напоминают о матери. Так посоветовали психологи, да это и без них понятно. На днях Гедзенко переезжают в другую квартиру.
- Первые два месяца у девочки были сильнейшие истерики, - вспоминает Зоя Васильевна. - Она могла подолгу стоять в комнате, со всей силы хлопать дверью и повторять одну и ту же фразу "Де деньги?" При этом никого к себе не подпускала. Сейчас немножко оклемалась... Но этот ужас никогда не забыть, он всплывает в ее памяти. Например, когда она играет с куклами в дочки-матери, мама всегда умирает...
Леонид до сих пор не может прийти в себя. Ему вдвойне тяжело оттого, что в 15 лет он пережил гибель матери. Ольга вернула его к жизни. Он опять узнал, что такое семья. И у него ее снова отняли.
Сейчас у него одна мечта: всегда быть рядом с дочкой.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Психотерапевт Аида ГОРБУНОВА:
"Наших людей никто не учит состраданию"
- Такое поведение соседей можно объяснить тем, что им никто не объяснил, что нужно делать в таких случаях. Например, в США или Голландии детей с малых лет в школах обучают, как действовать в подобных ситуациях. И когда случается беда с посторонним человеком, то они знают, как поступить. Оказать помощь человеку больше привычка, чем мораль. К таким понятиям нужно приучать! Каждый законопослушный американец сообщит даже о самом мелком хулиганстве. Такое равнодушие будет, пока этой проблемой не займется государство.
Что касается Сонечки, она пережила огромное горе. Никто не знает, как и когда может проявиться полученный от увиденного шок. Ведь последствия бывают разные. Сейчас главное для родных - не подавать вида. Пока в силу возраста девочка не понимает, что произошло. С окружением Сони нужно работать опытному психологу. Они должны научиться не показывать своего горя ребенку. Не заострять внимания на трагедии. И если родственники будут поступать правильно, девочка переживет "острое горе" без потрясений.
КОММЕНТАРИЙ ПРОКУРАТУРЫ
Дмитрий ЖУКОВ, прокурор отдела по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органов прокуратуры по Воронежской области:
"Очень печально, что никто не захотел помочь"
- 31 марта в отношении Кузнецова утверждено обвинительное заключение по статьям: "Разбой", "Убийство" и "Покушение на убийство", совершенные при отягчающих обстоятельствах. За подобные преступления предусмотрена высшая мера наказания. Особого внимания заслуживает установленный следствием факт халатного отношения соседей к трагедии. Крики о помощи потерпевшей слышало больше 10 человек, но никто из них не принял мер по оказанию помощи и не обратился в милицию. Это очень печально.
* Имя изменено в интересах следствия.
http://kp.ru/daily/24467.5/627275/
?